Первым, высшим сословием, считалось духовенство, сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества. Христианский идеал – человек из духовенства, монашества.
Возникли монастыри - общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни.
Василий Великий (IV в., Византия) – обоснование правил монастырской жизни.
Бенедикт Нурсийский (VI в.) - основал бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.
Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла. Распространение христианства.
С развитием феодализма монастыри «обмирщаются», утрачивают аскетический характер первоначальных общин. Рождение «святой католической инквизиции» (ХП-ХШ вв.).
Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) – это военно-аристократическое сословие феодального общества, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д.
Восемь основных добродетелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.
Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Победитель добивался славы, получал денежную награду.
Куртуазная (от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература - придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Формировала самосознание рыцарства.
Трубадуры, труверы, меннезингеры – лирические герои. Рыцарский роман – начало художественного вымысла индивидуального творчества.
Стирается тонкая грань между невежеством, жадностью, правилами и т.д. и благородностью.
Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.
Народная сословная культура. Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне: не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Лично свободные крестьяне: сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Крестьяне – собственники земли: зависимость от сеньора носила судебный и политический характер.
Городская культур. Средневековый город: Большинство зданий было деревянными. Улицы - узкие, кривые, с тупиками, и необычайно грязные. Дома примыкали друг к другу, верхние этажи нависали над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывали прямо на улицы, где бродили домашний скот и птица.
Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша).
Состав городского населения был очень пестрым: короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий, крестьяне.
Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров. Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома».
С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого средневековья.