пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Социальная организация в первобытную эпоху

Около двух миллионов лет назад человек выделился из животного мира и начал использовать примитивные орудия труда. Человек современного вида – гомо сапиенс – появился на земле примерно 40 тыс. лет назад. Первые государственные образования стали возникать примерно 5 тыс. лет назад. Так, в Древнем Египте государство возникло в конце 4 – начале 3 тыс. до н.э., в Китае – во 2 тыс. до н.э., на территории нынешней России – чуть более тысячи лет назад. В ряде стран Африки и Латинской Америки государства возникали в 19 – начале 20 века.

Таким образом, в истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. В науке этот период называется первобытным обществом – первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права.

Данный период длился более тридцати тысячелетий и прошел в своем развитии несколько периодов. В литературе встречаются следующие периодизации родоплеменного строя:

– ранний – это период становления первобытнообщинного строя (общество представлено локальными группами охотников, собирателей, рыболовов); средний – период зрелости (собственно родовая община, племя); поздний – период распада первобытного общества (соседская община, протогосударство, вождество).

Также выделяют:

– период присваивающей экономики;

− период производящей экономики.

Период присваивающей экономики, когда люди занимались охотой, рыболовством, собирательством, занял значительное время в истории человечества. Изначально формой организации людей на данном этапе развития общества выступало первобытное стадо. Первобытное сообщество отличает незначительная численность (20 – 100 человек), что определялось концентрацией пищевых ресурсов.

Присваивающая экономика обусловливает кочевой образ жизни первобытного стада. Истощение пищевых ресурсов в одном месте заставляет первобытных охотников перемещаться в поисках новых угодий. Орудия труда примитивны. Человек добывал не более того, что мог непосредственно потребить, поэтому долговременные запасы не создавались, избыточный продукт отсутствовал. Характерны коллективно организованный, совместный труд всех членов общества, а также общественная собственность на орудия труда и добытые продукты. Присваивающая экономика позволяла удовлетворять только минимальные насущные потребности общества.

Первобытный охотник имел групповое сознание. Он не осознавал себя как самодостаточную личность с собственными интересами, отличными от общих интересов группы, не мыслил своего существования вне коллектива.

Постепенно орудия труда совершенствовались. С открытием способов искусственного добывания огня появилась более обширная и прочнее организованная, чем первобытное стадо объединение людей – род.

 

Первобытное стадо возглавлялось вожаком, скорее женщиной, чем мужчиной. Начальное состояние брака – промискуитет (лат. pro-miscuus – всем доступный) – беспорядочные половые отношения. Со временем стихийно возникло первое ограничение - исключение из полового общения потомков и их прямых наследников (родителей – детей и внуков).

Основу первобытнообщинного строя составила общественная собственность на средства производства.

Развитие производительных сил потребовало существования прочного и постоянного, тесно связанного производственного коллектива, который одновременно обеспечивал бы непрерывность хозяйства, преемственность опыта и навыков. Форму новой организации общества дало естественное родство. Возник род, или родовая община.

Род – это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии, осознающих себя потомками одного предка (реального или мифического) и носящих общее родовое имя.

Родовой строй прошел в своем развитии два этапа: матриархат (лат. mater – мать, греч. arche – начало) и патриархат (лат. pater – отец, греч. arche – начало). Матриархат и патриархат представляли собой две последовательные универсально-исторические формы организации родового общества, два периода первобытной истории.

Появилось новое ограничение: муж и жена всегда должны были принадлежать к разным половинам рода. Таким образом, из брачных отношений исключались братья и сестры (дуальная экзогамия). Однако брак продолжал быть групповым.

Развитый матриархат знаменовался переходом к новой форме брака: от группового к парному.

В основе перехода от матриархата к патриархату лежал рост производительных сил, определивший развитие хозяйства: переход от мотыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству. Произошла перестановка места мужчины и женщины в общественном производстве и в хозяйстве семьи. Женщина, игравшая прежде главную роль в мотыжном земледелии, оказалась преимущественно занятой в домашнем хозяйстве. Мужчина, занятый прежде охотой, сделал областями своей деятельности земледелие и скотоводство. Переход к плужному земледелию и скотоводству – важнейшее основание перехода от матриархата к патриархату.

На смену непрочному парному браку приходит моногамный брак, прочно соединяющий мужчину и женщину вместе с их потомством.

Дифференцируется новая общественная ячейка – индивидуальная, или малая, семья, состоящая только из родителей и их детей.

Образование частной собственности. Появление рабства. Появление имущественного неравенства


14.06.2014; 12:05
хиты: 119
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь