Стиль барокко (итал. – странный, вычурный) получил преимуще-ственное распространение в тех католических странах, где после Ре-формации пошатнулись позиции официальной католической церкви и где зрелищность, помпезность, экспрессивность, и в то же время, на-пряженность, контрастность, динамизм и мистичность были противо-поставлены строгости протестантизма и служили возврату паствы в лоно католической церкви. Таким образом, культура барокко – это ху-дожественная реакция Контрреформации на движение Реформации. |
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках: |
Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко. Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере. Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией. |
Петропавловский собор (Казань) |
Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга. |
Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли. |
Русский классицизм — стиль в искусстве, распространённый в России во второй половине XVIII — 1-й половине XIX века. Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальная пора человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. |