В мире изобразительного искусства утверждение светских начал про-изошло на редкость мирно и органично, не вызвав того ожесточенного сопротивления, которое встретили другие начинания Петра. Вместо условных приемов иконописи в практику вошли законы правдивого изображения видимого мира. Искусство начала XVIII в. стре-милось говорить на общеевропейском изобразительном языке. Искусст-во становится светским и общегосударственным делом. |
В русской живописи XVIII в. наиболее значительную роль играл портрет. В нем были еще сильны влияния старой парсуны или "персо-ны". Примером тому может служить "Портрет Я.Ф. Тургенева" рабо-ты неизвестного художника XVIII в. Постепенно освобождаясь от тра-диций парсуны и схематизма иконописной манеры, портрет начинает все глубже передавать внутреннее содержание человека. |
Мастера изобразительного искусства хотят понять и верно пока-зать строение тела, выражение лица, особенности темперамента порт-ретируемого. Вводится техника масляной живописи, в искусстве культивируется станковая картина, монументальная роспись в виде панно и плафонов, а также миниатюрное письмо. Портрет включает все известные разновидности: парадный, камерный, костюмирован-ный, двойной, парный. |
Значительных успехов достигнет гравюра. Примером связи искус-ства с жизнью России тех лет служат гравюры, самый распространен-ный, быстрее всего откликавшийся на происходившие события вид ис-кусства. Они представлены оформлением и иллюстрацией книг и само-стоятельными, почти станковыми листами. |
Живопись второй половины XVIII в. В художественной культуре втор. пол. XVIII в. велика значимость исторической живописи, бытового жанра, пейзажа, портрета. Портрет - вершина русского искусства этого времени. С точки зрения типологии портрета, продолжаются две линии: парадная и камерная. Камерный портрет – наиболее значителен и перспективен. Главное для него физиономическая характеристика. |
Крупнейшие портретисты этого времени - Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Они внимательно и заинтересованно передают внешность модели. |
Вопрос о создании Академии Художеств возник еще при Петре I. Она была основана по проекту графа И.И. Шувалова и 6 (17 ноября) 1757 г. открыта. Но после воцарения Екатерины II датой её основания указано было считать 1764 г., чтобы честь открытия принадлежала императрице. |
В живописи того времени, прежде всего, развиваются те разделы, в которых была потребность. К первым причислялись портреты, под вто-рыми подразумевали различные произведения: баталии, мифологически-аллегорические композиции, декоративные панно, религиозные изобра-жения. |
Живопись первой половины XIX в. Неповторимое обаяние искусства этого периода - в высокой за-данности его идеалов и гармоничном мировосприятии. Эта эпоха бога-та большими открытиями, блестящими мастерами. Перв. четв. XIX в. была ознаменована патриотическим подъемом, связанным с победоносными антинаполеоновскими войнами и движе-нием декабристов. Атмосфера подъема отразилась в национальной ху-дожественной культуре поисками более свободных, чем раньше, тем и образных решений. |
Видным мастером академической живописи, соперничавшим с Брюлловым, был Ф. Бруни (1799-1875). В большинстве его работ при-сутствуют религиозно-мистическое начало, романтическая экзальта-ция, сентиментальность, доходящая до салонной красивости. Это рабо-ты "Медный змий", портрет писательницы княгини Зинаиды Алек-сандровны Волконской в костюме Танкреда, "Вакханка, поящая Амура". |
Живопись второй половины XIX в. Передвижники Характерные черты демократического искусства этого периода со-средоточили в своем творчестве художники, объединившиеся в 1870 г. В Товарищество передвижных художественных выставок. При-знанным лидером объединения был И.Н. Крамской (1837-87), худож-ник, педагог, критик и теоретик, обосновавший основные принципы русского реализма. Почти все лучшие художники того времени входи-ли в объединение, наиболее интенсивно и плодотворно действовавшее в 1870-80-е гг. |
Важнейшее место в творчестве передвижников занимает жанро-вая живопись. Наиболее одаренные из них органически влились в То-варищество (В.Г. Перов, И.М. Прянишников и др.). В.М. Максимов и Г.Г. Мясоедов посвятили свои картины крестьянской теме, В.Е. Ма-ковского привлекала жизнь различных городских сословий. |
Искусство оставалось отгороженным от действительности стенами музея. Художники конца века принимают формулу приближения ис-кусства к жизни в прямом значении как задачу преобразования всей материальной среды. Картина должна выйти из музея, стать принад-лежностью быта, наряду с обиходными вещами и архитектурой. |