После принятия христианства на Русь большим потоком потекла литература, переведенная с греческого или на болгарском языке, т.е. на церковнославянском. В первую очередь, ее представляли бого-служебные книги: переводы многих Библейских текстов, Евангелия, Служебные Минеи, "Триодь Цветная" и "Триодь Постная". Получила распространение патристика – тексты канонических сочинений "от-цов церкви". Популярны были: нравоучительные сочинения - "Лест-вица" Иоанна Лествичника, "Ответы" Афанасия Синаита, "Шестоднев" Иоанна экзарха Болгарского (библейская легенда о сотворении мира в шесть дней). |
Со втор. пол. XVI в. на Руси переводческая деятельность активи-зируется. Популярны болгарские и сербские жития, сборники Пролог, Четьи - Минеи, "Измарагд", переводы греческих хроник. Начиная с XI в. на Руси начинает складываться собственная ли-тература, основанная на богатых национальных традициях устного на-родного творчества. Книги создавались и переписывались в основном монахами в монастырях. |
Древнерусская литература сразу же стала складываться как мно-гожанровая. Среди наиболее распространенных жанров можно на-звать: летопись, жития (агиографию), повесть, сказания, слово. Наиболее известные сочинения XI-XIII вв.: "Повесть временных лет", "Киево-Печерский патерик", «Сказание о Борисе и Глебе» "Поучение Владимира Мономаха", "Житие и хождение Даниила, русской земли игумена", "Моление Даниила Заточника", "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели земли русской", "Повесть о разорении Рязани Баты-ем". |
Архитектура |
Первая каменная церковь, посвященная Богородице, была по-строена в Киеве в 990-996 гг. константинопольскими мастерами и на-зывалась Десятинной. По преданию, она имела двадцать пять глав, была украшена фресками, мозаикой, мрамором. Стены были сложены из плоского византийского кирпича "плинфы", который скреплялся це-мянкой - известковым раствором розового цвета (благодаря добавле-нию в него толченой керамики), что, в сочетании с красным кирпичом, придавало храмам особую красоту. Подобная техника получила широ-кое распространение. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева войсками Батыя в 1240 г. Русское храмовое каменное зодчество было заимствовано из Ви-зантии. За образец был взят крестово-купольный тип храма (строи-тельный канон и символика). Однако архитектурные памятники Киев-ской Руси существенно отличаются от византийских. |
Древнерусское каменное зодчество уже со второй пол. XI в. начало вырабатывать собственные традиции, получило свой путь развития. В качестве отличительных особенностей можно отметить: многоне-фность, галереи, угловые башни, многоглавие и общую пирамидаль-ную композицию. Наряду с каменными, широкое распространение по-лучили и деревянные храмы. Храмовое строительство является важным ориентиром в развитии и совершенствовании отечественной архитектуры. До XII в. в ней гос-подствовал стиль, названный Д.С. Лихачевым монументальным ис-торизмом. В |
Храмовое строительство становится предметом соревнования различ-ных княжеств, одним из проявления их могущества. Постепенно сло-жились самостоятельные архитектурные школы: новгородская, вла-димиро-суздальская, черниговская и т.д. |
Изобразительное искусство |
Живописное искусство получило распространение на Руси с при-нятием христианства. Сюжеты живописных произведений были связа- ны с религиозной тематикой, и как в любом средневековом искусстве, форма и содержание произведений строго следовали канону. Основ-ными видами живописных произведений были: мозаика, фреска, иконопись, миниатюра. Широко использовалась для украшения хра-мов монументальная живопись – мозаика и фреска. |
Среди многочисленных русских икон особый интерес представля-ет иконография Христа и Богоматери, святителя Николая, Святого Ге-оргия, Святого Дмитрия Солунского, Святых Бориса и Глеба, житий-ные иконы. |