Начало средневековья в Европе, как правило, связывают с перехо-дом от язычества к христианству. И в нашей истории принятие христи- анства стало важным рубежом. Объединение Древнерусских земель в единое государство поставило перед великими князьями важную зада-чу – дать вошедшим в него племенам единую духовную основу. В 980 г. великий князь киевский Владимир предпринял меры по укреплению и унификации языческих верований, предложив единый пантеон богов для всех Древнерусских земель. |
Реформа оказалась неудачной, так как многие народы, входившие в Древнерусское государство, не приняли единого пантеона, а продол-жали поклоняться своим племенным богам. И тогда Владимир избрал иной путь. В это время быстрыми темпами шел процесс христианиза-ции европейских народов, которые принимали христианство или из рук Римского папы или Константинопольского патриарха в Византии. На-чали формироваться христианский и мусульманский миры. В этих ус-ловиях Русь должна была определиться в выборе веры. |
Знакомство Руси с христианством произошло задолго до её креще-ния князем Владимиром в 988 г. - официальной датой обретения хри-стианством государственного статуса. В отличие от Западной Европы, где распространение и утверждение христианской веры шло в значи-тельной мере от "низов к верхам" общества, Русь принимала христиан-ство как государственную религию. |
Христианство явилось духовной основой европейской цивилиза-ции. Выбор Владимира в этом смысле был верен. В нем проявилась ориентация на Европу. Из двух наиболее значимых ветвей христианст- ва: католичество и православие, он выбрал православие или ортодок-сальное христианство. |
Социокультурные последствия принятия христианства |
Христианизация Руси была, безусловно, закономерным и длитель-ным процессом. Христианство распространялось в двух формах - в книжной, письменной традиции - для высших слоев общества, элиты и в устной - для простонародья, что создавало почву для раз-личных ересей. Поэтому, усвоение и трактовка христианства в разных социальных слоях происходила неодинаково. Первоначально усваива-лась обрядовая, внешняя сторона христианства, которая вписывалась в языческий быт славян. |
Овладение христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью происходило постепенно и привело к формированию но-вой культурно - религиозной самоидентификации, и включению людей в новую социокультурную общность - христиане. Это проявилось, в частности, в том, что самый большой слой населения Руси - смерды, стали называться крестьянами – христианами. Новая религия, вводимая "сверху", зачастую насильственными методами, должна была посте-пенно вытеснить старую - язычество. Распространение христианства на Руси в различных социальных слоях происходило поэтапно: • к XI-XIII вв. завершилось его принятие высшими слоями общест-ва, элитой; • примерно ко втор. пол. XIII в. оно было принято городским насе-лением. В массе |