пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

30. Классицизм: социокультурные предпосылки и эстетические принципы

Классицизм (от лат. – образцовый) – направление в художествен- ной культуре и искусстве XVII–XVIII вв.: литературе (поэзия, драма- тургия), живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Получил наи- большее распространение в абсолютистской Франции. Абсолютизму не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, глобального единства. Классицизм выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Претендующее на разумность государство стремилось к тому, чтобы в нем видели объединяющее, героически возвышенное начало. Классицизм ориентировался на античные образцы и фактически базировался на рационализме Декарта – трагедии П. Корнеля, Ж. Раси- на, комедии Ж.Б. Мольера, поэзия Ж. Лафонтена, Н. Буало, музыка Ж.Б. Люлли, картины Н. Пуссена, К. Лорана, парковый ансамбль Вер- саля. Классицизм в скульптуре связан с именами Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, в музыке – с творчеством Ф.И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, К.В. Глюка (героические оперы). Мастер француз- ской живописи Ж.Л. Давид первым соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой, образовав новый стиль – революционный классицизм. С тем же пафосом и монументализмом, с каким классицизм был взят на вооружение просвещенной монархией, он использовался про- светителями в их полемике с деспотизмом и борьбе за освобождение народа в годы кризиса абсолютизма. Герои Корнеля жертвуют собой ради короля и государства, герои Вольтера – ради народа и свободы. Искусству высокого барокко и классицизма (трагедия) одинаково свой- ственна монументальность. Кальдерон, Мильтон, Корнель, Расин одинаково стремятся к воз- вышенному. Конфликты их трагедий всегда потрясают. Но трагедия первых подавляет, демонстрируя ничтожество человеческих сил, тра- гедия вторых возвышает, утверждая сильного и прекрасного в своих страданиях и гибели человека. Во времена Империи классицизм вырождается в новый имперский стиль – ампир, который проявил себя в архитектуре и декоративно- прикладном искусстве. Этот массивный величественный стиль широко использовал восточные мотивы (египетские), внутренне связывая на- полеоновскую империю с древнейшими восточными (орнамент, эле- менты «звериного стиля»).
Основные принципы классицизма Классицизм, как литературное направление, родился в универси- тетских кругах в Италии вместе с возрожденным античным театром, поэтому наиболее яркое воплощение получил, прежде всего, в драма- тургии. Видя в античной драме образец художественного совершенст- ва, гуманисты позднего Возрождения определили непреложные законы театра. Правильность, рационалистическая строгость и логичность раз- вития сюжета, минимализм сценического действия, абстрактность ху- дожественного образа, многословные диалоги и монологи, патетика речи, величественные позы и жесты, нерифмованный стих – вот основ- ные особенности классицистической пьесы. Из Италии, пропаганди- руемый университетскими кругами, классицизм перекочевал во Фран- цию, Англию, Испанию, Германию. Краеугольным камнем этой теории является представление о вечности и абсолютности идеала прекрасного, а значит, утвержда- лась необходимость подражания идеальным образцам. Задача ху- дожника сводилась к тому, чтобы максимально приблизиться к ним на основе разработанных строгих правил, которые должны помочь новым мастерам в их возвышении. Также была разработана строгая регламентированная иерархия литературных жанров (эпопея, трагедия, комедия), устанавливались точные границы каждого жанра, язык, герои. Для трагедии – возвы- шенный патетический язык, возвышенные чувства, героические лично- сти; для комедии – просторечие, бытовые персонажи. В эстетике классицизма рациональность – главный критерий ху- дожественной правды, а значит прекрасного. Отсюда строгая матема- тическая точность правил и механистическая универсальность типов человеческих характеров. Теофраст, ученик Аристотеля, составил в ан- тичные времена типологию характеров, которая и была взята на воо- ружение классицистами (отсюда однозначность художественных обра- зов и их универсальность – Мизантроп, Скупой). Наконец, одним из важных элементов теории классицизма являет- ся представление о воспитательной роли искусства. От поучительной тенденциозности не отказались и просветители, хотя метод служил уже другим задачам (классицистические трагедии Вольтера «Эдип», «Брут», «Магомет»).  


13.06.2014; 16:40
хиты: 106
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь