Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно отобразила эту сложную эпоху. Среди представителей культуры Воз-рождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенессан-са в Италии – Данте Алигьери (1265-1321 гг.). |
Данте Алигьери - легендарная фигура, человек, в творчестве кото-рого проявились тенденции развития итальянской литературы и куль- туры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор «Илиады средних веков» - «Ко-медии», названной потомками Божественной. |
Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-74 гг.) - поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Всю жизнь он занимал-ся поиском и изучением древних рукописей. Он стремился целиком пе-ренестись в античный мир, писал письма Вергилию, Сенеке, Цицерону, Гомеру как своим друзьям. |
Наряду с лирической поэзией ведущим жанром раннего Возрож-дения была авантюрная новелла, основоположником которой стал - Джованни Боккаччо (1313-75 гг.). В его «Декамероне», сборнике но-велл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общест-ва. |
Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произве-дения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневеко-вые мистерии, "чудеса", "фарсы". |
Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство. Ос-нова музыкальной культуры - духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы. Наиболее ранним музыкальным искусством светского харак-тера было направление Ars nova (Новое искусство), развивавшееся во Франции и Италии в XIV в. Это были вокальные произведения на сти-хи Петрарки и других поэтов гуманистов для двух-трех голосов в со-провождении лютни, виолы; существовали и чисто инструментальные жанры. |
Изобразительное искусство воплощало ренессансное представле-ние об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась "богоподобность" реального человека. |
Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизне-подобие: картина строилась как "окно в мир", как нечто реально уви-денное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук - да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер). |
Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументаль-ной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектур-ными сооружениями получает развитие станковое искусство. Веду-щую роль уже играет не архитектура как в Средние века, а живопись. Складывается система жанров: • религиозно-мифологический; • исторический; • бытовой; • пейзажный; • портрет. |