Художественная культура классического исламского мира своеоб-разна: в ней нет живописи, так как запрещалось изображать бога и жи-вых существ, и чтобы уничтожить память о племенных идолах, запре-щалась скульптура. Зато получила широкое распространение поэзия, живописно ри-сующая словесные портреты и полотна. В кораническом жанре, т.е. рифмованной прозой писались знаменитые макамы (араб. «головомой-ка») – короткая любовно-приключенческая плутовская новелла. Осо-бой популярностью пользовались «Макамы» аль-Харири (XI – XII вв.). Пятьдесят новелл, посвященные приключениям бродяги и поэта Абу Зайда ас-Саруджа – образец изощренного красноречия, виртуозности, остроумия и цветистой восточной словесности. |
Истоки арабской поэзии лежат в доисламском фольклоре бедуин-ских племен. Уже в первые века нашей эры в Аравии были выработаны многие литературные жанры, ставшие впоследствии основными в араб-ской литературе. Утонченная и изысканная, легкая и изящная арабская поэзия отдавала явное предпочтение коротким размерам и была пред-ставлена такими жанрами, как: касыда (любовная или пейзажная лири-ка, в которой выдерживается одна римфа), кыта (стихотворение из 8 – 12 строк панегирического или осуждающего характера), рубаи, газель (лирическая любовная поэзия), хамрийа (застольная песня), зухдийат (лирическое стихотворение-молитва) и др. |
Мече́ть (араб. مسجد [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение. Это – главный религиозный атрибут мусульман – мечеть. Ежедневно как правило 5 раз с высоты минаретов доносится голос муэдзина, призывающего мусульман к совершению намаза. Таким образом благостное звучание азана заполняет атмосферу городов, придавая особое успокоение душе слушателя. |