пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18. Становление Арабо-Мусульманской культуры

Становление арабо-мусульманской
культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата – великой
державы, простиравшей свои владения на огромной территории – от Индии до
Испании. Процесс взаимодействия культур различных народов, подчиненных арабами,
породил новую высокоразвитую культуру, идеологической основой которой стал
ислам, а языком – арабский. Эта арабо-мусульманская культура на много веков
вперед определила пути развития народов, исповедующих ислам, и сказывается в их
жизни до настоящего времени. Многим обязана ей и европейская культура.
Арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории мировой культуры.
Знание специфики и достижений этой культуры позволяет лучше понять особенности
культуры многих современных народов.
Отправной точкой для развития
арабо-мусульманской культуры стало возникновение ислама, третьей по времени
появления мировой религии. Ислам возник на территории Аравийского полуострова.
Аравия была издавна населена семитскими племенами, предками теперешних арабов.
Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и
торговлей; часть кочевала в степях и пустынях, занимаясь скотоводством. Аравия
была экономически и культурно связана с соседними странами – Месопотамией,
Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Через Аравию шли торговые пути в эти
страны.
В момент возникновения ислам
был синкретической религией, впитавшей в себя элементы верований и культа ряда
религий, распространенных среди населения Аравийского полуострова. Можно
выделить четыре группы влияний, оказавших воздействие на первоначальный
характер ислама: доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство
и маздеизм. Доисламские языческие верования и культы представляли собой
довольно хаотическое соединение элементов фетишизма, тотемизма и анимизма.
Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а
также в поклонении идолам, изображавшим тех или иных богов и демонов. Элементы
тотемизма сказывались в названиях племен – лиса, медведь, верблюжонок, собака и
т. д. Разнородные верования арабов были связаны с полидемонизмом: демоны,
которые именовались джинами, представлялись антропоморфными существами двух
полов, дававшими потомство. В религиозной фантазии арабов одни джины представлялись
не имеющими специального отношения к тем или иным людям или их группам, другие
– покровителями отдельных племен и родов. 

13.06.2014; 15:49
хиты: 89
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь