пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

4. Становление и развитие западноевропейской культурологической мысли

 

Тема культуры в русской общественной мысли, ее философское и историческое освещение впервые представлены в знаменитых «Философических письмах» Петра Яковлевича Чаадаева (1794—1856).
Чаадаев определял культуру, прежде всего, как духовное образование общественно-исторической жизни.
Истинная культура носит чисто духовный характер, что нашло свое выражение в мире христианском.
Причем, максимальное выражение этой духовности, по Чаадаеву, имело место пока лишь в католической Западной Европе.
С одной стороны, он был убежден, что «в мире христианском все должно
непременно способствовать установлению совершенного строя на земле, да и
ведет к этому на самом деле». С другой стороны, он был вынужден
констатировать, что реальное «социальное развитие», действительный ход
исторической жизни народов Западной Европы осуществлялись «как в добре,
так и во зле», что протестантизм и Реформация вернули мир в
«разобщенность язычества».
Поставив эту проблему, Чаадаев, каким бы странным это ни казалось в контексте критической части его «Философических писем», обращается к России. К той самой России, которая не доросла еще до собственно духовной стадии в развитии ее цивилизации, не вышла из стадии «юности» в «зрелый возраст»
Специфика культуры в Западной Европе определялась тем, что христианская
церковь была здесь предельно-деятельной и сухо-практической. Обратившись
к рационализму, она «создала мир прекрасный, соблазнительный, но
обреченный на гибель, мир католицизма и реформаторства». Восточная
церковь сумела одержать победу и над разумом, взволнованным «гордостью
философии эллинской», и над мистицизмом Египта и Сирии, успокоившись «в
правоте веры». Однако эллинские истоки византийской культуры, созданные
предшествующей историей законодательство, искусство, формы социальной
жизни вступили в противоречие «с простотой духа христианского, с
истинами его любви», что и привело византийское общество и государство к
гибели. Но восточное христианство успело к этому времени перейти на
север, к русским славянам. Их культура уже в исходном, отправном пункте
выгодно отличалась от западноевропейской, ибо на русской истории не
лежало «пятно завоеваний», «кровь и вражда», а с другой стороны — их
общественное устройство и общественный быт (до татарского нашествия)
отличались патриархальностью и простотой.


13.06.2014; 15:45
хиты: 102
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь