Церковно-монастырская (сословие молящихся):
Духовенство – высшее сословие, группа профессиональных служителей культа религии.
Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри - общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни.
Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим. У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский, основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.
В условиях раннего средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.
С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, включаются в светскую жизнь.
Рыцарская (сословие воюющих):
Рыцарство (достигло расцвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в.) – это военно-аристократическое сословие феодального общества, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих».
Рыцари были связаны отношениями со своими сеньорами, от которых получали земельные владения - при условии несения в их войске конной военной службы.
В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и влюбленность в прекрасную даму.
Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства.
Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей.
Народная (сословие трудящихся):
Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала и жили очень-очень бедно. Лично зависимые крестьяне не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли, зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.
Городская:
Развитие средневековой цивилизации связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами. Большинство зданий было деревянными и очень часто подвергалось пожарам. Улицы - узкие, с тупиками и необычайно грязные, т.к. мусор выбрасывали прямо на улицы. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения.
К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20-30 тыс. человек.
Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша). Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны).
Состав городского населения был очень пестрым (от королей и герцогов до крестьян).
Бюргеры - его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, торговые дома, гильдии и т.п.