Выделяется 3 фонетических компонента ударения (по преобладающему компоненту определяется фонетический тип ударения): 1) интенсивность, достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха (основанное на этом свойстве ударение называют динамическим, реже — экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку выделяетсямузыкальное ударение, которое может реализоваться в нескольких разновидностях, например в восходящей и нисходящей); 3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тип ударения — количественное, но в чистом виде оно не зарегистрировано). Обычно в языках, имеющих ударение, сочетаются все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Эксперименты показали, что, например, носители русского и английского языков, считающихся языками с динамическим ударением, воспринимают долгие гласные (или гласные с повышением тона) как ударные, т. е. интенсивность для них — не единственный признак ударения. Установлено, в частности, что для русского ударения длительность — важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать чешские слова с долгим 2‑м слогом типа motýl ‘бабочка’ как имеющие ударение на 2‑м слоге, хотя в действительности ударение в чешском языке всегда на 1‑м слоге. В языках с противопоставлением долгих в кратких гласных признак длительности, не участвуя в создании эффекта ударения, может влиять на реализацию его разновидностей; так, в древнегреческом языке, имевшем музыкальное (тоническое) ударение, нисходящая разновидность ударения (циркумфлекс) была возможна только на долгом слоге, в отличие от восходящей (акута), допустимой как на долгом, так и на кратком слогах.
В отдельном языке представлен, как правило, один фонетический тип ударения; довольно редки случаи сосуществования разных типов, как в шведском языке, где отмечается динамическое и музыкальное ударение (оба могут присутствовать в одном и том же слове, но динамическое ударение при этом тяготеет к начальному слогу), или в датском языке, где наряду с динамическим ударением в некоторых словах есть так называемый толчок (stød) — ударение, осложнённое гортанной смычкой (предположительно — остаток прежнего музыкального ударения). Известны языки, в которых вообще не отмечено ударения (например, палеоазиатские).
Обычно в языках с ударением каждое знаменательное слово имеет ударение, и притом единственное; в некоторых языках в многосложных словах возможны два ударения одного типа, из них одно — главное, другое — второстепенное (например, в английском, немецком, ср. англ. competition ‘соревнование’ с главным ударением на 3‑м слоге и второстепенным ударением на 1‑м слоге). Наряду с обязательно ударными словами (ортотоническими) выделяются обязательно безударные — энклитики, к ним относятся артикли, предлоги, послелоги, частицы. В определённых условиях, однако, некоторые из таких слов могут в составе фразы «перетягивать» ударение со знаменательных слов (ср. «по́ воду», но «по я́годы»). Такое смещающееся ударение виндоевропейских языках называется рецессивным (Е. Курилович). Оно наблюдается в тех знаменательных словах, которые в праславянскую эпоху принадлежали к группе так называемыхэнклиномена (называемых так вслед за Р. О. Якобсоном, т. е. не имевших обязательного ударения, что отражено в фольклорных конструкциях типа «синё море» с одним ударением).
Кроме фонетических типов ударения различаются структурные типы — по характеру расположения ударения в структуре слова; при этом важно учитывать два аспекта — фонологическую (слоговую или морную) и морфологическую структуру. Применительно к слоговой структуре слова говорят о свободном и связанном ударении: свободное ударение может падать на любой слог, связанное — на определённый. Связанное ударение, в свою очередь, может быть представлено двумя подтипами: фиксированное ударение (имеющее единственное постоянное место) и ограниченное ударение (имеющее определённую зону локализации). Примеры свободного ударения — в русском, английском языках; связанное фиксированное ударение — в чешском, венгерском языках (на 1‑м слоге), связанное ограниченное — в латинском языке (отстояние ударения от конца слова = 1 слог + 2 моры, ср. dī́vido ‘разделяю’ — dīvī́si‘разделил’: в первом слове ударение на 2‑й море 1‑го слога, во втором — на 1‑й море 2‑го слога), аналогичный тип ударения — в древнегреческом, где расстояние между ударной морой и конечной морой не может превышать один слог.
Свободное динамическое ударение способно вызывать качественные и количественные изменения гласных в составе слова, известные под названием редукции, происходящей, например, в безударных слогах в русском и английском языках. Это, однако, наблюдается не всегда, и ударение, которое вызывает редукцию, называют иногда (С. И. Бернштейн) сильноцентрализующим, в противоположность слабоцентрализующему, т. е. не вызывающему изменений вокализма слова. В русском языке редукция регулируется формулой Потебни: ...12311..., где цифры означают соответствующую степень полнозвучности слога в слове, считая от ударного (3). Внешне аналогичный подход используется в порождающей фонологии Н. Хомского — М. Халле (см.Генеративная лингвистика), в которой вводится понятие акцентного контура слова с градацией степеней ударности слогов от одного (главное ударение) до четырёх (безударность).
Применительно к морфологической структуре слова важно различать подвижное и неподвижное (постоянное) ударение; эта характеристика имеет фундаментальное значение вславянских и балтийских языках. Подвижность означает, что в пределах морфологической парадигмы ударение в разных словоформах может быть то на основе, то на окончании. Тем самым наряду с формальными словоизменительными парадигмами складываются акцентные парадигмы, служащие дополнительным средством различения грамматических форм (а иногда и единственным, ср. «о́кна — окна́»). Подвижность может проявляться либо в полупарадигме (например, у слова «рука» в полупарадигмах единственного и множественного числа, ср. «рука́ — ру́ку», «ру́ки — рука́ми»), либо между полупарадигмами, когда внутри каждой из них ударение колонное (неизменное), ср. формы слова «дело» (колонное ударение на основе в единственном числе и колонное ударение на флексии во множественном числе). Если словоформа содержит нулевое окончание, ей приписывается так называемое условное ударение (А. А. Зализняк), например у слова «стол» в именительном падеже единственного числа — нафлективное, а у слова «дом» — наосно́вное. Акцентные парадигмы обобщаются в акцентные типы; например, для славянских языков установлены 3 типа: 1) постоянное ударение на основе (корне) — тип A (баритонированный), 2) постоянное ударение на флексии (посткорневом элементе) — тип B (окситонированный), 3) подвижное ударение — тип C (подвижный).
В истории языка акцентные типы подвержены изменениям. Изменяться могут также и общие структурные и фонетические типы ударения. Так, в славянских языках наблюдается переход от музыкального ударения к динамическому в русском, украинском, белорусском, польском, от свободного (подвижного) к связанному (постоянному) — в чешском, польском.
Языки, имеющие единственную оппозицию «ударность — безударность», называются монотоническими (моноакцентными); языки, имеющие также оппозиции фонетических типов ударения, называются политоническими (полиакцентными). Само ударение исторически может развиваться из тона; такой путь предполагается, например, для индоевропейских языков (тон → музыкальное ударение → динамическое ударение).
Ударение выполняет в языке различные функции. Общей для всех типов и видов ударения является кульминативная функция — обеспечение цельности и отдельности слова путёмпросодической централизации его слого-звуковой структуры (выделение просодического центра слова). Свободное и ограниченное ударение способно выполнять сигнификативнуюфункцию, различая, кроме грамматических форм, также лексемы и лексико-семантические варианты слов (ср. рус. «за́мок — замо́к»; др.-греч. φόρος ‘налог’ — φορός ‘несущий’, εἰμί ‘я есть’ — εἶμι‘иду’; нем. ǘbersetzen ‘переправлять’ — übersétzen ‘переводить’; англ. pérfect ‘совершенный’ — perféct ‘совершенствовать’). Связанное (особенно фиксированное) ударение выполняетделимитативную (разграничительную) функцию, отмечая границы слов. Ударение любого типа может выполнять также экспрессивную функцию, будучи элементом интонациифразы и соотносясь с прагматическими значениями (см. Прагматика).
Функции ударения, структура акцентных парадигм и их история изучаются в акцентологии. Словесное ударение играет важную роль в ритмической структуре поэтической речи, взаимодействуя с метрикой стиха.
Тенденции
При внимательном рассмотрении современное состояние русского ударения может показаться бессистемным и даже хаотичным. Между тем, несмотря на многие исключения и внутренние несоответствия, как в самой акцентологической системе, так и в тенденциях ее развития есть немало последовательного и регулярного.
1. Усиление грамматической функции ударения
При этом само направление в историческом перемещении акцентов может быть даже противоположным: на начальный слог (обух - обух, лемех - лемех) - на конечный слог (губа -губа, лыжня - лыжня). Однако и в том, и в другом случае изменение ударения было полезным, оправданным. В результате его возникло более четкое противопоставление грамматических форм. Ср.: родительный единственного числа губы, лемеха - именительный множественного губы, лемеха.
2. Важной особенностью развития ударения служит закрепление устаревающих или входящих вариантов за устойчивыми сочетаниями или фразеологическими оборотами. Обычно говорят: ударить по лбу, но провести по лбу; брать грех на душу, но на душу населения. Зависимость ударения от конструктивно обусловленных смысловых различий отчетливо проявляется при употреблении кратких форм некоторых прилагательных: подвиги его велики, но ботинки (кому?) ему велики; эти люди не худощавы, а полны, но они полны (чего?) новых замыслов.
3. Известно, что у некоторых слов выбор ударения зависит от лексического значения (ледник - "погреб со льдом", ледник - "скопление льда в горах"; бронировать - "покрывать броней", бронировать - "закреплять что-либо" и т.п.).
В результате сопоставительных наблюдений обнаружено исторически разнонаправленное движение ударения: регрессивное - перемещение с последнего слога на начало или ближе к началу слова, прогрессивное - перемещение ударения с первого слога на конец или ближе к концу слова.
Исследования свидетельствуют о том, что регрессивное акцентологическое развитие преобладает сейчас в следующих группах акцентных вариантов: а) у двух-, трехсложных имен мужского рода: бондарь > бондарь, отсвет > отсвет и т.п.; б) у трех-, четырех-, пятисложных глагольных форм в прошедшем времени: постлала > постлала, разорвала > разорвала, родился > родился, перепродана > перепродана и т.п.; в) у форм настоящего-будущего времени глаголов: включит > включит, видоизменит > видоизменит и т.п.
Прогрессивное акцентологическое развитие преобладает в следующих группах акцентных вариантов:
а) у производных трех-, четырехсложных прилагательных: тигровый > тигровый, прадедовский > прадедовский, заводский > заводской и т.п.;
б) у дву-, трехсложных форм инфинитива: удить > удить, приструнить > приструнить, ржаветь > ржаветь и т.п.;
в) у некоторых двусложных приставочных глаголов в формах прошедшего времени: отпил > отпил, налил > налил и т.п.;
г) в падежных формах одно-, двусложных существительных и кратких формах прилагательных во множественном числе: стебля > стебля, груздя > груздя, холма > холма, близки > близки, верны > верны и т.п.
Естественно, что для установления нормы ударения недостаточно знать только направление акцентологических перемещений. Тенденции в движении ударения - это необходимый, но лишь приблизительный ориентир. Понятие же нормы словесного ударения индивидуально и слагается из суммы признаков, важное место среди которых принадлежит сфере употребления конкретного слова, общественной оценке и осмыслению данного ударения на фоне историко-литературной традиции.