пользователей: 27008
предметов: 11664
вопросов: 212607
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы. В условиях многообраз.гос-ва, ТГ стремиться выявить общие черты, св-ва. Распространены 2 класс-ции: основанные на формац и цивил.  Формац: - основоположн Маркс и Энгельс, - гос-ва делятся на типы: рабовлад, феодальн, буржуазн, социалист; в основе типологии – характер класса стоящего у власти; - рассматривали общ-во как целый организм, источником развития кот. выступают эк-е отнош-я; гос. и  право явл-ся надстроечными явлениями; - развитие идет вследствие противоречия м/у развив-ся произ-ми силами и сущ-ми эк-ми отнош-ями; Эк-е отнош-я – это отнош-я произ-ва, обмена и распред-я мат.благ м/у лицами участ-ми в пр-ве благ и иными членами общ-ва; рано или поздно противореч. устраняется в общ-ве переворотом в сущ-х эк-х отнош-ях: 1. появлен.частн соб-ти, 2. появл рабовлад.строя, 3. переход к феодаль.строю (внешнеэк-е принуждение свободн. крестьянина), 4. соврем общ-во- сист.эк-х отн-й на равенстве работника и работодателя. Эти формации имели соотв-е им гос. и право. При этом противоречия м. устранить совсем токо в создав такой уровень мат.благ, при кот. каждый мог польностью удовлетворить свои интересы – это коммунистрич.общ-во. МиЭ счит. что при отсутствии противоречий для упр-я делами общ-ву не нужно гос-во и право, кот. отомрут. Цивилиз.: Осн.критерий выступ. духов. признаки –культур., религиозн., национ., психолог. и пр.Выделяют след.цивилизации: египетскую, китайскую, западн,правосл., мексикан. и т.п

 


10.06.2014; 19:33
хиты: 35
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2017. All Rights Reserved. помощь