пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет 3

1. Особенности психического развития в пожилом и старческом возрасте.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a2ac68b4c43a89421316c27_0.html
Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения
Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы:
1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в
приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные
обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости ( переезд на новую квартиру,
болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более прежде не встречавшиеся (смерть одного из
супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)Отмечая далее справедливость идеи Л.С. Выготского о ведущем значении обучения для умственного развития
детей школьного возраста, А.В. Петровский подчеркивает, что в данном случае речь идет главным образом о
развитии когнитивных процессов. Однако, утверждает он, отсюда не следует, что именно учебная деятельность
служит детерминантой (единственной или во всяком случае ведущей) для развития личности в младшем
школьном возрасте, и отсюда тем более не вытекает, что она перестает быть таковой на грани подросткового
возраста: на этой стадии, а также в старшем школьном возрасте все более существенную роль начинает играть
формирующееся мировоззрение. А.В. Петровский считает, что в ставшей хрестоматийной концепции
возрастной периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным и в той или иной степени воспроизведенной В.В.
Давыдовым, Д.И. Фельдштейном и другими, объективно происходит смешение этапов развития психики и
этапов развития личности. Так, пишет А.В. Петровский, трудно представить себе, что развитие у детей
«мотивационно-потребностной сферы» в деятельности, относящейся к системе «ребенок — взрослый», имеет
второстепенное, не ведущее значение во все годы обучения в школе, идет ли речь о психическом развитии
ребенка или тем более о его развитии как личности.
А.В. Петровский различает два подхода к проблеме развития личности: собственно психологический подход и
строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов; собственно педагогический подход к
последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах
онтогенеза.
Первый подход ориентирован на то, что реально обнаруживает психологическое исследование на ступенях
возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть (здесь и теперь) и что
может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.
Второй подход ориентирован на то, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала
требованиям, предъявляемым к ней обществом на данной возрастной ступени.
Вместе с тем, считает А.В. Петровский, существует опасность смешения обоих подходов, что может привести к
подмене действительного желаемым. В этой связи он формулирует важный тезис о том, что в формирующем
психолого-педагогическом эксперименте позиции психолога и педагога смещаются; это, однако, не должно
вести к стиранию разницы между тем, что и как следует формировать (проектирование личности) психологу
как педагогу (цели воспитания задаются не психологией, а обществом) и что должен исследовать педагог как
психолог, выясняя, что было и что стало в структуре развивающейся личности результатом педагогического
воздействия.
Таким образом, основополагающим в данной концепции является положение о том, что необходимо различать
образующие единство, но не совпадающие процессы развития психики и личности в онтогенезе. Далее А.В.
Петровский приходит к выводу, что действительное, реальное, а не желаемое и не экспериментально
направляемое и формируемое развитие личности обусловливается не одной ведущей деятельностью, а по
меньшей мере комплексом актуальных форм деятельности и общения, интегрированных типом активных
взаимоотношений развивающейся личности и ее социального окружения.
трактовке личности в культурно-исторической концепции.
Личности в культурно-исторической концепции Выготского
Л.С.Выготский анализировал проблему культурного развития человека, говоря о том, что сущность этого
развития состоит в овладении ребенком процессами собственного поведения. Предпосылкой для овладения
собственным поведением является, по мнению Выготского, образование личности. Развитие той или иной
функции (памяти, внимания, мышления, речи, воображения, восприятия) всегда производно от развития
личности в целом и обусловлено им. Личность как бы незримо присутствовала и участвовала в процессе
овладения человеком своими реакциями на протяжении всей жизни.
Культурное развитие Л.С.Выготский представляет себе как особый тип развития, отличный от
физиологического и интеллектуального. Это приводит к появлению проблемы паспортного возраста как
времени возможного несоответствия параметров развития физиологического, интеллектуального и
культурного.
Культурное развитие связано с появлением, как в индивидуальной истории человека, так и в истории
человечества, особых форм поведения, видоизменяющих деятельность психических функций. Л.С.Выготскийпредпринимает обширное исследование в области сравнительного исторического изучения таких психических
функций, как память, мышление современного ему человека и представителей примитивных культур.
Существенное различие, связанное с изменением психических функций, проявляется в употреблении знаков.
Именно на них строится то поведение, которое в работах Выготского называется высшим в отличие от
биологически развившихся форм поведения.
Л.С.Выготский считает (и это его принципиальное положение), что культурное развитие человечества
совершалось при его относительно неизменной биологической природе. В индивидуальной истории
современного ребенка его культурное развитие осуществляется при условии динамического изменения
органического типа. Оно налагается на процессы роста, созревания и органического развития, образуя с ним
единое целое.
Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы
социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные
периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа
юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Человек в процессе социализации проходит следующие этапы:
· младенчество (от рождения до 1 года)
· раннее детство (1-3 года)
· дошкольное детство (3-6 лет)
· младший школьный возраст (6-10 лет)
· младший подростковый (10-12 лет)
· старший подростковый (12-14 лет)
· ранний юношеский (15-17 лет)
· юношеский (18-23 года)
· возраста молодость (23-30 лет)
· раннюю зрелость (30-40 лет)
· позднюю зрелость (40-55 лет)
· пожилой возраст (55-65 лет)
· старость (65-70 лет)
· долгожительство (свыше 70 лет) Д. Альжев « Социальная педагогика » , 2009 г., С. 50
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает
общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо
отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с
первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает
понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство
устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения.
Формирование эгоиндентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая
стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задачопределяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества,
в котором человек живет.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу,
в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости
кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не
кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия
зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому
замедлению психического развития ребенка.
Стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить,
обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к
аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".
В возрасте 3-6 лет ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область
овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в
игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает
отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память,
мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это
отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности,
чувству вины.
В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа
приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок
успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе
приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы,
отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост,
половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое
профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже
есть требования общества к подростку о самоопределении.
На стадии молодость для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с
людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою
идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с
определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек
замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет
воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные
симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена
собой и жизнью.
После 50 лет происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития
личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых
годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек
"принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость,
отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
К механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения,
взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит,
как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих
стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно появляется тогда, когда человек знает,
"как надо", "когда надо", но это его знание противоречит традициям его окружения. В таком случае оказываетсяправ французский мыслитель Мишель Монтень, который писал: "… Мы сколько угодно можем твердить свое, а
обычаи и общепринятые житейские правила тащат нас за собой". Кроме того, эффективность традиционного
механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, усвоенные например, в детстве, но в
последствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из
села в город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условиях или
последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе
взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для
его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными
функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой
коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит
нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально0одобряемого поведения, а так же
опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения
социальных норм.
Надо иметь ввиду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию
человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов
поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как
подметил реформатор западноевропейского балета Жан Жорж Новер, "поскольку страсть, испиваемые героями,
отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать".
Люди с в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с
теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой
понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей
определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает
определенный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной
группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно
значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый
взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со
значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому,
какое оказывает на него сама группа или организация.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных
механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей
соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно


21.06.2014; 02:28
хиты: 331
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь