Полное разрушение старой поэтики и отрицание устарелых форм жизни, произвело в 70-х годах недолговременную, но сильную умственную революцию, известную под именем «Буря и натиск».
«Буря и натиск», называемое также «время гениев» — это литературное течение эпохи Просвещения, представленное преимущественно молодыми авторами в 1767—1785 годах.
Особенностью его является отказ от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма. Идеал личности, представленный теперь в литературе, далёк от авторитетов и традиций.
Главным жанром поэзии становится драма, примером для подражания становится Шекспир вместо наскучивших античных (прежде всего греческих) авторов.
Среди представителей «Бури и натиска» Иоганн Гаман («Крестовые походы филологов»), Генрих фон Герстенберг («Письма об особенностях литературы», «Уголино»),Генрих Вагнер («Детоубийца»), Иоганн Готфрид Гердер («Фрагменты новейшей немецкой литературы» и др.), Иоганн Вольфганг Гёте («Страдания молодого Вертера»),Готфрид Бюргер («Ленора»), Кристиан Шубарт («Княжеская могила»), Фридрих Шиллер («Разбойники», «Коварство и любовь»).
Движение «Бури и натиска» сыграло значит. роль в формировании Н. л., открыв ей живую стихию нар. творчества, обогатив ее демократич. содержанием и новыми выразит. средствами. Однако условий для широкого развития этого движения в политически отсталой Германии не было.