Трагические последствия Тридцатилетней войны все еще не были преодолены, не существовало единого централизованного государства, с единой финансовой, хозяйственной и юридической системой. Раздробленность германских земель. В малых государствах создавались свои очаги культуры – театры, библиотеки, собрания картин. Не было единства.
Для германского Просвещения были актуальны вопросы воспитания и образования – в связи с платоновскими идеями, согласно которым сильное и жизнеспособное государство может существовать только при наличии правильной системы воспитания и образования.
Общая картина развития литературных направлений была достаточно пестрой – в ней сочетались барокко, классицизм, сентиментализм, рококо, просветительская и непросветительская поэзия, проза и драматургия, причем черты поэтики разных направлений могут сочетаться в творчестве одного писателя.
Основные периоды Просвещения в Германии.
1. 1690-1720-е годы – формирование раннего немецкого рококо, философская «подготовка» Просвещения – деятельность Лейбница и Вольфа, просветительская деятельность Томмазиуса.
2. 1730-40-е годы. Становление классической эстетики Готшеда и борьба с нею «швейцарцев» Бодмера и Брейтингера. Появляются морально-публицистические периодические издания и первые немецкие романы в духе сентиментализма.
3. 1750-60-е годы. Это «эпоха Лессинга». Разработка эстетических теорий и появление самобытных немецких памятников литературы. Происходит смена ориентиров – отказ от подражания французским классицистам.
В творчестве Лессинга продолжается борьба за национальный немецкий театр («Гамбургская драматургия») и закладываются основы жанра мещанской драмы («Эмилия Галотти»), формальные принципы классицизма отразились в последней драме Лессинага, в «философской притче о терпимости» - в «Натане Мудром».
4. 1770-80-е годы. Центральным явлением становится движение «Бури и натиска». Оно представляет немецкий вариант европейского сентиментализма и внутренне связано с немецким романтизмом, в известной степени подготавливает его. Культ «гения». Идея индивидуального бунта как единственного пути к свободе и изначально обреченного на поражение. Первый период творчества Гете и Шиллера приходится на эпоху «Бури и натиска» в немецкой литературе.
5. 1790-е годы В творчестве Гете и Шиллера начинается «художественный период», когда политические проблемы предлагается решить путем эстетического воспитания человека.