Художественная проблематика комедии состоит не только в развенчании пороков и классическом наказании зла в лице Дон Жуана. В «Каменном Госте» Мольер показывает порочность всего общества, начиная от верхов и заканчивая низами: Дон Жуан – распутничает; донья Эльвира – поддаётся греховной страсти и предаёт свои обеты Богу; Сганарель – при всей своей вере в небо, потакает разнузданному образу жизни своего хозяина; крестьянка Шарлотта – быстро забывает о любимом женихе, когда на горизонте появляется более выгодная партия.Комедийное начало «Дон Жуана» связано с художественным образом Сганареля. Слуга главного героя постоянно попадает в нелепые ситуации: он теряется в разговоре со своим хозяином и не знает, что ответить его жене, донье Эльвире; он не хочет идти на смерть, ради Дон Жуана, но одновременно и боится потерять своё место; он пытается урвать кусок с тарелки своего господина и всё равно остаётся голодным, так как другие слуги берут с него пример. В разговорах с Дон Жуаном Сганарель и обличает бесстыдство своего хозяина, и не может отстоять своё собственное мнение. В своих жалких попытках наставить главного героя на путь истинный он робок и смешон. Финал комедии можно было бы назвать трагическим, если бы не Сганарель: после того, как статуя командора отправляет Дон Жуана в Ад, слуга начинает причитать по поводу недополученного жалованья.
Дон Жуан, сын дон Луиса.
Сганарель, слуга Дон Жуана.
Эльвира, жена Дон Жуана.
Гусман, конюший Эльвиры.
Дон Карлос |
братья Эльвиры
Дон Алонсо |
Дон Луис, отец Дон Жуана.
Франциск, нищий.
Шарлотта |
крестьянки.
Матюрина |
Пьеро, крестьянин.
Статуя командора.
Ла Вьолет |
слуги Дон Жуана
Раготен |
Г-н Диманш, торговец.
Ла Раме, бандит.
Свита Дон Жуана.
Свита дон Карлоса и его брата, дон Алонсо.
Призрак.
Действие происходит в Сицилии.