При изучении мировоззрения Ф. М. Достоевского следует выявить различия между разными периодами его духовной эволюции, и в первую очередь – периодами до и после каторги. Следует уделить внимание проблеме соотношения личности и общества в творчестве Достоевского. Специфической чертой мировоззрения писателя являлось почвенничество. Достоевский разделяет историческое развитие человечества на три стадии. В первобытных, патриархальных общинах, о которых остались предания как о золотом веке человечества, люди жили массами, коллективно, подчиняясь общему авторитарному закону. Затем наступило время переходное, которое Достоевский называет «цивилизацией». В процессе общегенетического роста в человеке проснулось личное сознание, а с его развитием — отрицание авторитарного закона. Человек, обожествляя - себя, стал терять веру в Бога.
Все богатство философских и религиозных взглядов Достоевского в их противоречивости выявляется как через высказывания самого писателя, которые содержатся в его многочисленных публицистических произведениях, так и через позиции героев его художественных текстов. Неслучайно М. М. Бахтин, анализируя творчество Достоевского, назвал основным принципом организации его романов «полифонию»: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов … является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единстве некоторого события. … Слово героя … звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев».
Анализируя религиозное мировоззрение Достоевского, следует обратить внимание на его критику церковного христианства и попытку создания нового религиозного учения об отношении Бога и человека. Достоевский не вполне соглашался с тем, как понимали православие славянофилы: не церковь, а только Христос воплощал для него Богооткровенную истину.
Как указывает А. Ф. Замалеев, «источник бессмертия человека, его высочайший идеал – Христос. Достоевский считал, что "образец нравственности", завещанный Христом, служит мерилом различения добра и зла, вселяя уверенность в будущее блаженство всех народов, в торжество гармонии и правды. В нем он видел воплощение того "всечеловека", какими должны были стать все люди».
Изучая взгляды Достоевского, следует отметить определенные параллели между творчеством Достоевского и Ницше. Часто образы великих мыслителей определяют через некоторый западный эталон. Розанов- русский Фрейд, Достоевский- русский Ницше. Но это совсем не так. Потому что Достоевский Ницше не читал. А Ницше Достоевского, как раз, читал...
Анализируя идеи Л. Н. Толстого, необходимо уяснить центральный пункт его мировоззрения – принцип непротивления злу насилием: «Христу незачем было бы приходить, если бы он не научил людей любить ненавидящих, делающих нам зло, - не научил не противиться злу злом». Христа Толстой не рассматривал в качестве Бога, и, как отмечает А. Ф. Замалеев, «его христология представляла собой типичное арианство и примыкала к давней традиции русских антитринитариев XVI-XVII вв. (Феодосий Косой, Дмитрий Тверитинов и др.)».
Главную вину за то, что этика непротивления осталась непонятой современным человеком, Толстой возлагал на церковь, резко выступая против неё как социального института, который признал и освятил рабство, суды, неправедную власть, - всё то, что стоит в противоречии с христианским учением.
Влияние на философию Толстого оказали Жан-Жак Руссо (идея самоанализа(исповедь); идея создания новой школы, без наказания, без отметок, которые рождают страх и подлость; взгляд на частную собственность, как на несправедливость); Шопенгауэр( его идеи Толстой отразил в эпилоге «Войны и мира» - миром управляет мировая воля и она определяет поведение и жизнь людей).