Специфика русской философии определяется, с одной стороны, особенностями исторического развития России, а с другой – мировоззренческим своеобразием той среды, в лоне которой формировалась отечественная философская мысль.
Алексей Федорович Лосев выделяет следующие формальные особенности русской философии:
«1.Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе…
2.Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, зачастую их приходится искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий.
3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем русской философии».
Дополнительные штрихи к характеристике русской философии мы находим в известной статье С. Л. Франка «Сущность и ведущие мотивы русской философии» (1925), где указывается на преимущественно интуитивистский характер отечественной мысли; онтологическое, а не гносеологическое понимание истины; религиозно-этическое содержание русского философского мышления; исключительный интерес к философско-исторической и социально-философской проблематике; коллективистски-соборное мировоззрение – в противоположность западноевропейскому индивидуализму («МЫ-философия»).
Осмысляя проблему истоков русской философии, необходимо отметить её неразрывную связь с христианизацией Руси: вместе с христианством на Русь проникают самые разнообразные источники, в том числе патристическая литература, которая становится основным проводником философских идей на древнерусской почве.
Вместе с тем, в народной среде очень долго сохранялось «двоеверие», и даже само древнерусское православие подвергалось трансформирующему языческому влиянию.
В числе тех, кто стоял у истоков русской философии, крупными мыслителями-книжниками были Иларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич. Все они являлись киевскими митрополитами.
Рассматривая проблему периодизации русской философии, следует обратить внимание на то, что ряд авторов отсчитывают историю отечественной философии как таковой лишь с XVIII-XIX в.в., при том, что некоторые из них признают значительную роль «подготовительного периода» русской средневековой мысли.
Так, Н. О. Лосский отмечает, что «русская философия начала развиваться только в XIX в., когда русское государство уже имело тысячелетнюю историю», хотя и признает, что толчком к зарождению философии было принятие христианства в Х веке и что русский народ «получил первое представление о философии только тогда, когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения отцов церкви».
С учетом вышесказанного в истории отечественной философии можно выделить следующие хронологические этапы:
1. XI – XVII в.в. – становление русской философии («подготовительный» период).
2. XVIII в. – философия русского Просвещения.
3. Русская философия XIX века.
4. Отечественная философия ХХ века:
а) философия т.н. «Серебряного века русской культуры»;
б) философия советского периода;
в) философия перестроечного и постперестроечного периода.