Завершение развития немецкой классической философии выпало на долю Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). В отличие от Ф.В. Шеллинга, который сделал акцент на эстетических формах познания мира, для Г. Гегеля важнейшее значение приобрела история в ее разнообразных формах.
Фундаментальность и основательность философской системе Г. Гегеля придало глубокое знание истории философии, в которой он усмотрел ясную логику развития форм мирового сознания. Длительное время Г. Гегель находился под влиянием идей Ф.В. Шеллинга, вместе с которым он выступал с критикой субъективизма И.Г. Фихте. Однако в 1807 году в работе «Феноменология духа» он уже сам выступил с критикой Ф.В. Шеллинга, упрекая его в необоснованном увлечении иррациональными эстетическими формами знания. В этой работе Г. Гегель четко сформулировал принцип исторического подхода к истине, согласно которому истина всегда представляет собой не просто результат развития, а включает также весь процесс, который привел к этому результату. Эта первая крупная работа, несмотря на тяжеловесный стиль и неясность изложения, принесла Г. Гегелю признание в качестве нового оригинального представителя немецкой классической философии. Цель этой работы состояла в том, чтобы проследить развитие мирового разума, начиная с первых первых форм и заканчивая современностью.
Отличительной особенностью первого варианта системы Г. Гегеля, которая опиралась на достижения И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга, стало беспрецедентное использование конкретного исторического материала. Г. Гегель сумел увидеть логичность и последовательность развития единой идеи, которую он отождествлял с божественным разумом. Логика развития мирового духа в «Феноменологии духа» воспроизводит стадии развития отдельного индивида, начиная с простейшего чувственного опыта и актов наименования вещей, проходя через формы философии и права различных эпох и, заканчивая абсолютным знанием, преданным искусством, религией и философией.
В завершенном варианте философская система Г. Гегеля представлена в трехтомной работе «Энциклопедия философских наук» (1817). Она включала три части:
- логику (учение о бытии),
- философию природы (учение о неорганической и органической природе)
- философию духа (учение о человеке и обществе)
Эта система строится с помощью принципа триадичности.
Основными принципами Гегелевской философии являются принцип триадичности, принцип тождества, принцип восхождения от абстрактного к конкретному и другие!
Абсолютная идея изначально находится в сфере чистых понятий. Отсюда возникает проблема начала. В основу системы необходимо положить определенное понятие, из которого вытекают другие, причем все должно подчиняться принципу субординации. Гегель в качестве такого начала полагает бытие (все существует только в данном месте и в данный момент времени, здесь и теперь). Следующим основополагающим понятием является ничто. Синтез - определенное бытие. Т.е. сама логика выступает в виде трех понятий:
1. бытие
2. сущность
3. понятие
Категория бытия: это первая определенность, которая существует. Само бытие делится соответственно еще на три категории:
1. качество - внутренняя определенность объекта
2. количество - внешняя определенность (т.е. изменение количества не всегда приводит к изменению в качестве (до определенного предела))
3. мера - единство качества с определенным присущим ему количеством. Эта последовательность показывает реальное движение научного анализа.
Абсолютная идея погружается в глубь бытия => это выражается в категории сущности: бытие расщепляется на
1. сущность и явление
2. тождество различия и противоположности
3. тождество необходимости и случайности
Далее все стремится к синтезу: Категория понятия: в ее рамках можно рассмотреть
1. понятие
2. идея
3. истина
Дается характеристика важнейших форм мышления ( понятие, мышление, ум).
Возникает проблем соотношения формальной логики и логики. Гегель свою логику не сводит к формальной логике, т.к. она рассматривает законы мышления, отвлекаясь от содержания.
Основной закон формальной логики:
1) закон противоречия (недопустимости противоречия). Он запрещает об одном и то же предмете в одно и то же время рассматривать в одном и том же соотношении два противоположных суждения.
2) Закон тождества: А есть А - фиксирует жесткие отношения
У Гегеля А есть и не А. Объекты внутренне противоречивы, а формальная логика не может это оценить. Гегель критикует формальную логику. Он видит свою задачу в построении собственной логики, которая направлена на постижение мира как противоречиво развивающегося.