пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Предпосылки и основная проблематика философии Нового Времени

Со второй половины 16-го века во многих странах Западной Европы разными темпами осуществлялся переход от феодальных к капиталистическим отношениям, сопровождавшийся машинизацией производства, расширением торговли, ростом городов и производительных сил труда, борьбой за рынки и колонии.Коренные изменения в социально-экономической сфере способствовали развитию точных наук, особенно механики и математики, что в свою очередь, привело к возникновению настоятельной потребности философски осмыслить новые научные факты, избавиться от схоластических спекуляций, сковывающих свободу научной мысли религиозными догмами и авторитетом «отцов церкви».В последней трети 16-го - начале 17-го века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины 17-го века буржуазная революция развёртывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчленённом на мелкие частичные операции процессе производства.Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в 17 веке переживает период своего становления: не случайно 17 век обычно называют эпохой научной революции.В 17 веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.Развитие науки нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она теперь она опирается главным образом на науку.Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией 17-го века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.Наука играла всё более значительную роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимала механика. Ибо в механике мыслители видели ключ к тайнам всего мироздания. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий И.Ньютона (1643-1727), в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Вместе с тем, имея в виду мировоззренческий аспект трудов Ньютона, нельзя не отметить, что этот величайший учёный, несомненно, рассматривал свою научную работу в религиозном аспекте.Общей особенностью европейской философии 16-17 в.в. можно назвать критический подход к средневековой духовной культуре, выступление за практическую значимость философских концепций, за активное влияние на жизненные позиции человека.Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углублённому изучению природы, отчасти всё более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.В процессе решения этих проблем в философии возникают два основных направления, отличающихся различным отношением к вопросу об источнике познания: эмпиризм и рационализм.


12.01.2015; 18:27
хиты: 111
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь