пользователей: 28374
предметов: 12171
вопросов: 229156
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Учение о государстве Платона и Аристотеля.

И Платон, и Аристотель жили в эпоху кризиса полиса, что не могло не отразиться на их понимании государства.

 Наиболее полно данный вопрос рассматривается в диалоге Платона «Государство» (или «О справедливости»). Диалог состоит из десяти книг и начинается с постановки вопроса о справедливости. Справедливость характеризует общение между людьми, но каждому свойственно своё понимание справедливости. Создаётся впечатление, что справедливость – это лишь условность, а вовсе не характеристика бытия. Чтобы преодолеть эту трудность, необходим мыслительный эксперимент, в ходе которого выясняется, что идея справедливости наиболее полно проявляется не у отдельного человека, а в государстве (книга 1). Побудительная причина появления государства – многообразие материальных нужд человека и невозможность их удовлетворения в одиночку. Кроме того, государство и человеческая душа имеют аналогичное строение. В душе выделяются три части: разумная (в её основе лежит мудрость), аффективная (основана на мужестве) и вожделеющая (воздержанность, рассудительность как основные добродетели, определяющие эту часть души). У каждого человека преобладает та или иная часть души, благодаря чему и выделяются три сословия: соответственно 1) правители, 2) стражи и 3) земледельцы, ремесленники. Идеальным является то государство, которое построено по этому принципу, а добродетель справедливости – это выполнение каждым соответствующей ему функции (книги 2-4). Далее Платон пытается указать средства, позволяющие воплотить идеальное государство в жизнь (книги 5-7). Так, во главе государства должны стоять философы, для которых главная цель – это истина. Правители должны получить соответствующее образование и постичь искусства счёта, геометрии, астрономии, музыки и диалектики. Государство нуждается в защите, поэтому особая роль принадлежит стражам. Средством их воспитания являются гимнастика и музыка. Платон настаивает на том, что необходимо установить общность жён и детей у стражей, лишить их собственности, с детства воспитывать воинскую доблесть. Что касается земледельцев и ремесленников, то они должны быть предоставлены сами себе. Определить задатки ребёнка – задача правителя.

Существует два типа справедливых государств, ориентированных на общее благо – это монархия и аристократия. Книги 8-9 посвящены несправедливому устройству общества. Платон отмечает, что во всех отрицательных типах государства общим являются материальные заботы и стимулы; в сущности, отрицательное государство всегда двоится, здесь заключены как бы два государства: государство бедняков и государство богачей. Выделяются четыре формы отрицательных государств, каждая последующая из которых есть ухудшение предыдущего: тимократия, олигархия, демократия, тирания. В тимократическом государстве господствуют честолюбцы (власть – это слава). Здесь ещё сохраняются черты совершенного строя: правители пользуются почётом, воины свободны от материальных забот, процветают военные упражнения и гимнастика. Но уже наблюдаются и признаки вырождения, прежде всего – страсть к обогащению и стремление к стяжанию. Со временем правители и воины начинают втайне собирать золото и серебро в своих жилищах, образ жизни становится всё более роскошным, и стремление к славе сменяется стремлением к деньгам. Государство становится олигархическим (деньги – это власть, а власть – это деньги). Олигархия представляет собой господство немногих над большинством, основу которого составляет имущественный ценз. По мнению Платона, здесь нарушается главный закон государства, – каждый член общества должен делать своё и только своё. Кроме того, обостряются противоречия между бедными и богатыми, что ведёт к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, часть – изгоняют, а государственную власть и функции разделяют между оставшимися членами общества. Государство становится демократическим. Формально демократия – власть свободных граждан, но фактически противоположность между бедными и богатыми обостряется ещё сильнее. Во многом это связано с тем, что каждый предоставлен сам себе, не действуют законы, каждый волен поступать так, как ему заблагорассудится. Государство утрачивает единство и общую цель. В данной ситуации государство либо гибнет, либо происходит жёсткое усиление власти. Избыток свободы ведёт и отдельного человека, и весь полис к рабству. Государство становится тираническим. Тирания, по мнению Платона, - это власть одного над всеми, целью которого является сама власть. Тирания происходит из демократии, а тиран утверждает себя с помощью представительства. Народ сам требует порядка и наделяет тирана громадными полномочиями. В первое время тиран улыбается всем, но затем вынужден уничтожать своих хулителей, пока не останется у него «никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился». Тиран ведёт государство к гибели. Завершается диалог «Государство» гимном справедливости (книги 9-10). Платон стремится показать, что лишь справедливость делает человека счастливым. Кроме того, он выявляет ряд черт, которыми должна обладать государственная система. Государство должно: 1) располагать средствами защиты; 2) систематически снабжать членов общества необходимыми для жизни материальными благами; 3) руководить развитием духовной деятельности.

По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к “совместному сожительству” (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые “оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, проявляется не стремление к “благой жизни”, а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При этом природа государства стоит “впереди” семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы — ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

 


12.01.2015; 18:16
хиты: 40
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2018. All Rights Reserved. помощь