Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого, на свое место в мире. Если у человека нет своего, самостоятельного мировоззрения, он не способен осмыслить свое место в нем, выбрать цели и направление своей деятельности, легко подпадает под влияние других людей, становится объектом манипуляций. То же самое относится к большим социальным группам, обществу в целом.
Структура мировоззрения:
- Содержание – картина мира.
- Способ осознания действительности, построения картины мира (может быть мифологическим, религиозным, философским, научным, обыденным и т.д.).
- Принципы жизни, определяющие характер деятельности.
- Идеалы как решающие жизненные цели.
- Исторические типы мировоззрения
Обыденное мировоззрение. Иначе его можно назвать – житейское мировоззрение, здравый смысл. Оно является руководством в повседневной жизни, в обычных, стандартных ситуациях. Складывается стихийно, не требует специального обучения. Выражается в пословицах, поговорках, притчах, баснях и т.п. образцах народной мудрости. Его носителями, в той или иной степени, являются все взрослые дееспособные люди. Обыденное мировоззрение хорошо отражает насущные нужды и проблемы людей. Помогает ориентироваться в жизни и решать каждодневные проблемы на основе выработанного веками опыта предков. Но у него немало и отрицательных сторон: оно ограничено, противоречиво (причем эта противоречивость неосознавемая самими носителями этого мировоззрения).
Специализированное мировоззрение. Оно более полное, глубокое и менее противоречивое по сравнению с обыденным. Именно поэтому само по себе оно не возникает и требует специального обучения, передачи знаний и способов осмысления мира. Носителями его являются особые люди, «специалисты». Типами специализированного мировоззрения являются мифология, религия, философия.
Мифология как исторически первый тип мировоззрения.
Мифология – это освоение мира в воображении и при помощи воображения. Люди первобытного общества имели много конкретных знаний, которые помогали им выжить в полном опасностей мире: они различали съедобные и несъедобные растения, знали много приемов охоты, умели укрываться от непогоды, но они не имели теоретических знаний, которые объясняли причины всего происходящего в мире. Но без понимания мира, своего места в нем невозможно ориентироваться и действовать. Поэтому первобытным людям приходилось прибегать к помощи фантазии. В то время люди объясняли мир по аналогии с собой. Все казалось им одушевленным, таким же живым, чувствующим и думающим, как сами люди. Через мифы люди объясняли мир – его происхождение, появление человека и всех его умений и навыков, существование всего на свете.