Зачатки понимания правовой природы юридического лица мы находим еще в Древнем мире, у греков и римлян. Известно, что идея юридического лица как самостоятельного субъекта гражданского права составляет крупнейшую заслугу римского права, хотя в самом Риме эта форма союзной организации вырабатывалась достаточно медленно.
В Европе XI-XII столетий учение о юридическом лице развивалось христианской теологией и глоссаторами. Глоссаторами именовали юристов, изучавших римское право и одновременно толковавших источники с точки зрения современной им философии. Примечания, которыми они снабжали римские тексты, называли глоссами.
В XII-ХIII столетиях европейская юриспруденция образовала две ветви - каноническую и светскую, представители которых назывались канонистами и легистами.
Именно средневековые ученые - поздние глоссаторы и канонисты (папа римский Иннокентий IV и др.), на основании фикции как приема научного мышления впервые применили к корпорации понятие личности и ввели в правовую науку сам термин - юридическое лицо.
Распространение юридических лиц в имущественном обороте и законодательные построения, регламентирующие их жизнедеятельность, стимулировали развитие науки. Особая заслуга принадлежит германской правовой науке, которая пыталась объяснить феномен юридического лица с позиций философии.
Философские концепции XIX-XX вв. Проблему философского понятия природы юридического лица в середине XIX в. поставил профессор Фридрих Карл фон Савиньи. Вслед за ним вопрос о сущности юридического лица был подвергнут всестороннему анализу многими учеными, каждый из которых, чувствуя недостатки предшествующих теорий, начал разрабатывать собственные научные концепции, развитие которых продолжается в современную эпоху.
Появившиеся в конце XIX в. теории о сущности юридического лица Л.Л. Герваген разделил на четыре группы. Принимая за основу его классификацию, можно указать несколько направлений, по которым шло формирование современного понятия юридического лица.
Теория фикции (олицетворения). Названная теория господствует в философии и юриспруденции начиная с XII в. и вплоть до наших дней. Окончательное свое выражение она получила в работах Ф.К. Савиньи (1840-е гг.), Бирлинга (1894) и других правоведов XIX в. под названием теория олицетворения.
Согласно этой теории корпорация, или союз, есть совокупность отдельных людей, которая при помощи фикции как научного приема, т.е. заведомо неправильного утверждения, рассматривается в качестве лица. Государство при помощи фикции на основании закона признает или создает искусственного субъекта права, допускаемого только в частном праве для достижения целей, поставленных отдельными людьми.
В данной теории можно выделить четыре направления.
1. Сторонники первого направления считают, что государство при помощи фикции создает искусственного субъекта права.
2. Выразители второго направления полагают, что закон не создает, а только примиряется с существованием искусственного субъекта права, который играет роль лица.
3. Теория персонификации разработана в конце XIX - начале XX столетия: юридическое лицо есть то, что, не будучи лицом физическим, признается законом субъектом права.
4. Юридическое лицо как прием юридической техники (1910).
К вышеназванной концепции близка теория правового средства. Согласно этой теории юридическое лицо есть признак некоего сообщества или организации, наделение которым со стороны государства дает им возможность участвовать в гражданском обороте как единым субъектам права.
Концепция «целевого» или «бессубъектного» имущества в сущности является развитием теории фикции (олицетворения).
Сторонники этой теории пришли к выводу, что встречаются ситуации, когда в действительности субъекта нет.
Доктрина реального субъекта. Целый ряд ученых полагали, что юридическое лицо есть реальный субъект права. При таком понимании юридическое лицо мыслится как действующее самостоятельно, через свои органы, действия которых в пределах установленной компетенции считаются действиями самого юридического лица.
Можно выделить три ветви названной теории.
1. Органическая теория, сторонники которой считают юридическое лицо неким социальным организмом, близким к человеку.
2. Доктрина социальной реальности, согласно которой юридическое лицо есть существующий в действительности субъект права, не человек, но все-таки лицо, хотя и «бестелесное».
3. Теория «состояния» Р. Леонгарда (1883), определяющего юридическое лицо как реально существующий наряду с физическими лицами субъект, сущность которого есть длящееся состояние управления постоянными администраторами неким имуществом, выделенным из всех остальных имуществ ради юридической цели и не имеющим хозяина.
4. Теория «организации» профессора О.А. Красавчикова (1972, 1976), согласно которой юридическое лицо в советском гражданском праве - организация - есть определенное социальное образование, т.е. система существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди (или их группы) объединяются для достижения поставленных целей в единое структурно и функционально дифференцированное социальное целое.
Теории, не признающие самостоятельное значение юридического лица как субъекта права.
Ряд правоведов согласились со сторонниками теории фикции (олицетворения) в том, что юридическое лицо не является самостоятельным субъектом права, представляет собой некую конструкцию, созданную правом, правовую фикцию. Однако, по их мнению, все предыдущие учения не отвечали на вопрос о сущности юридического лица. Для решения этой проблемы необходимо выяснить, кто является действительным субъектом прав юридического лица. В зависимости от точек зрения ученых и приводимых ими аргументов можно выделить следующие концепции.
1. Теория интереса, сторонники которой утверждают, что под ширмой искусственного субъекта скрываются реальные люди, ради которых и существует всякое право.
2. Теория администрации, приверженцы которой, утверждают, что субъектом прав так называемого юридического лица являются его управляющие.
3. Теория директора, разработанная в советской России профессором Ю.К. Толстым (1955), который считал, что за фигурой юридического лица скрывается его директор, выражающий вовне волю юридического лица.
4. Теория государства.
5. Теория коллективной собственности, суть которой заключается в том, что юридическое лицо есть форма коллективного обладания имуществом.
6. Теория коллектива, согласно которой юридическое лицо есть определенным образом организованный коллектив работников (рабочих и служащих).
Агностические теории. Исследуя проблему сущности юридического лица, некоторые авторы выдвинули концепции, которые впоследствии получили название «агностических». Можно назвать несколько подобных теорий.
1. Доктрина «приложения прав», рассматривающая юридическое лицо как созданную правопорядком точку приложения прав и обязанностей.
2. Учение о лице, изложенное в конце XIX в. профессором Н.Л. Дювернуа, который предлагал устранить искусственное разделение в юриспруденции субъектов права на два вида - физических и юридических лиц, оставив одну категорию - лица.
3. «Негативная» концепция, разработанная в середине XX в. советским академиком В. В. Лаптевым, предлагавшим отказаться от института юридического лица в гражданском праве, заменив его понятием хозяйственный орган.
Одновременное существование множества столь разных научных концепций о природе юридического лица объясняется сложностью этого правового явления. В определенные исторические периоды развития общества на первый план выдвигались различные признаки юридического лица, в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на данном этапе. Большинство разработанных учеными теорий о природе юридического лица вполне отвечали потребностям тех конкретных условий, в которых они создавались. Развитие научных взглядов в целом отражает эволюцию института юридического лица.