пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Концепция полифонизма М. М. Бахтина

Литературовед М. Бахтин определял «Преступление и наказание» как полифонический роман. Что это значит? В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах. В «Преступлении и наказании» о себе рассказывают сами герои. Их точки зрения на мир равнозначны. Достоевский не говорит, что чье-то мнение лучше, а чье-то хуже. Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа. А авторская точка зрения – всего лишь одна из числа многих.

 

Полифонизм художественный — явление эстетики и поэтики Достоевского, «совершенно новый тип художественного мышления», открытый и описанный М.М. Бахтиным. Художественный полифонизм характеризует и мышление Достоевского-писателя, и структуру его произведений, особенно пяти больших романов 60-70-х гг. Воплотив полифонический принцип, Достоевский совершил, по словам М.М. Бахтина, «радикальный художественный переворот» (Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. второе. М., 1963. С. 13). Понятие, противоположное монологизму художественному. Взятое из музыковедения, понятие основано на «образной аналогии», представляет из себя «простую метафору». Близкое понятие — «контрапункт». В музыке полифонию (или, по-иному, многоголосие) отличает одновременное сочетание и развитие в рамках произведения нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов). По мере того, как идеи М. Бахтина начали входить в культурный обиход, обозначение стало широко применяться и употребляется сегодня в связи со многими фактами мировой литературы. Однако понятие нуждается в дополнительном обосновании и уточнении. От бесконтрольного употребления оно в состоянии потерять и смысл и границы. Не всякое многоголосие можно считать художественным полифонизмом в бахтинском понимании. Нельзя сводить художественный полифонизм к «механическому плюрализму мнений» (А. Панков). Несинонимичен он и с диалогизмом.

 

По Бахтину, художественный полифонизм предполагает, в первую очередь, «множественность не приведенных к одному идеологическому знаменателю центров — сознаний» (Там же. С. 22), а следовательно, «свободу и самостоятельность» героя-субъекта сознания «по отношению к автору» и равноправие позиций героев и автора. Это осуществляется в «событии» (и со-бытии!) диалогического общения и спора между «полноправными и внутренне незавершенными сознаниями» (Там же. С. 237). Главными условиями художественного полифонизма и его составляющими следует считать предельную объективность и полноту воссоздания точек зрения героев, их разно- и многоголосие, отсутствие преобладающей над ними авторской позиции, состояние диалога-спора между героями-сознаниями, между героями и автором. Чтобы на страницах произведения явление художественного полифонизма состоялось, необходимы особые отношения между «голосами» и своеобычное взаимодействие с авторской позицией, а это наиболее возможно в условиях сложной романной конструкции. Отдельные элементы художественного полифонизма могут встречаться и в других жанрах. Бахтин отрицал за авторским взглядом у Достоевского «всякий существенный смысловой избыток» (Там же. С. 99), не видел в мире писателя «смысловой точки» «третьего» (Там же. С. 86). Художественный полифонизм может рассматриваться как специальное творческое задание, как заостренный, направленный художественный замысел. «Полифонический художественный замысел» включает в себя диалогическую установку. В задачи Достоевского-творца входит «разрушение» «монологического авторского кругозора» (Там же. С. 88). «Полифоническое задание несовместимо с одноидейностью обычного типа» (Там же. С. 103). Автор активен и в условиях полифонической прозы, но его воля и инициатива не преследуют целей возобладания позиций автора и утверждения его оценки. Однако в книге Бахтина поэтико-структурные механизмы реализации художественного полифонизма в произведениях Достоевского не выяснены с исчерпывающей полнотой. (В какой-то мере они прорабатываются в сопутствовавших и последовавших трудах ученого). Дополнительную трудность при восприятии концепции составили метафоризм и терминологические смешения, присущие ее языку (см.: Корман Б.О. Из наблюдений над терминологией М.М. Бахтина // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1978). Это вызвало большое количество замечаний в адрес бахтинской книги. Ее второе издание поставило перед исследователями творчества Достоевского насущную задачу выяснения реальных условий преломления художественного полифонизма у писателя. (См. также: автор и герой, авторская оценка, единство художественного целого).

 

Наиболее проблематичными и вызвавшими резкую критику в концепции полифонизма являются положения о равноправии автора и героя и отсутствии в позиции автора «смыслового избытка», о безоценочности авторского взгляда Достоевского и полифоническом единстве. Но эти вопросы во многом проясняются, если разграничить в подходе ученого эстетику и поэтику, отделить друг от друга уровни эстетических принципов и внутриструктурных взаимодействий. Нередко Бахтин данным поэтики придает расширительное — эстетическое и общефилософское — толкование или же ограничивается лишь решением в рамках философии и эстетики. Так создается почва для непонимания и несогласия, для неадекватных прочтений (ср. Фридман И.Н. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. 1994. № 12. С. 82).

 

 

 

 

 

 


26.06.2017; 11:02
хиты: 86
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь