пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет 11

  1. Бесконечная трансцендентность в системе И. Канта.

Бесконечная трансцендентальность Канта. Источники метафизического познания не могут быть эмпирическими. Понятие метафизики предполагает выход за  пределы физического мира. Вся метафизическая философия  строится на априорных основаниях. Пространство и время – это формальное условия существования чувственного опыта, они не существуют вне человека.  И не имеют смысла. Ноумен – это граница между  внешним и внутренним миром. Через чувства и восприятие даются вещи. Благодаря  рассудку они трансформируются в понятия. Теоретические принципы трансцендентальны или априорны. Постулат Декарта «Я мыслю, а следовательно существу». В системе Канта теряет сущность  и бытие человека отныне не гарантированно. Кант приводит к разрушению тезиса « Я существую». Если исходно,  человек хотя бы условно между природой и Богом, то эта условность была разрушена. Субъективность человеческого мышления ограниченна объективностью, что приводит к наличию высшей трансцендентальности  философии Канта, существование за пределами  любой объяснительности.

  1. Проблемы сознания в современной философии. Попытки определения сознания из самого себя (Ж. П. Сартр)

Параллельно с работами Фуко, Гуссерля и Мерло-Понти развивается попытка определить сознание на его собственной основе. Эту попытку делает Жан-Поль Сартр. Сартр отмечает, что трудность исследования сознания заключается в том, что сознание как объект не может быть вынесено за пределы познающего сознания или сознания как субъекта. То есть сознание всегда уже есть. Ввиду того, что оно всегда уже есть, оно всегда содержит в себе что-то, то есть оно заключает в себе множество мыслей. Это всегда сознание о чем-то. Среди множества мыслей находится и место мысли сознанию о сознании. Тогда эта мысль полагается среди множества других мыслей и поэтому не может послужить основанием для познания сознания. Для того, чтобы можно было познать сознание на его собственной основе, необходимо произвести очищение сознания или произвести редукцию сознания. Тогда сознание становится пустым, не осознающим само себя. Пределом, которое маркирует полное опустошение сознания является представление о ничто. Таким образом, сознание как бытие в себе достигает предела через категорию ничто. Сартр утверждает внутреннее бытие как ничто. С этой границы становится возможным представление сознания как бытие для себя. С точки ничто сознание возвращается к самому себе или самообращается или самопредставляется. Но представляется оно самому себе как объект. Оно задается как пустой объект. Первая мысль: "Сознание есть" - утверждает сознание в его бытие. Поскольку это утверждение самого сознания о собственном существовании, постольку оно предполагает следующее положение: "Я есть". Поскольку это конституирующее само себя сознание, постольку оно предъявляется самому себе как мыслящее само себя сознание, отсюда третье положение: "Я мыслю". На этой основе становится возможным самоположение всего содержания внутреннего мира. Таким образом, Сартр задает самоконструирование сознания, то есть задает сознание на его собственной основе, где внутреннее не противополагается внешнему, а реальность внутреннего задается через самоположение того или иного состояния субъективности. Проблема, которая возникает в концепции Сартра, связана с тем, что внутреннее бытие сознания не может быть инициированно внешним. То есть содержание внутреннего очищается от внешнего, отсюда возникает проблема положения внешнего во внутреннее.   


13.06.2014; 19:15
хиты: 182
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь