пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Речевое поведение

Процессуальной роли прокурора и адвоката в судебном процессе должно соответствовать и их речевое поведение. Оно определяется официальной обстановкой общения в судебных прениях, официальным характером взаимоотношений общающихся. Общество вырабатывает формы речевого поведения и требует от носителей языка соблюдения этих правил, соблюдения этики речевого поведения, которая представляет собой собрание  моделей корректного речевого поведения. Судебный оратор должен производить сложную операцию отбора в речевой акт того, что является наиболее уместным для данной обстановки общения.

Официальность речевой ситуации в судебном процессе требует формы обращения на Вы. Прокурору при поддержании обвинения следует быть сдержанным в словах, выводы его должны быть обдуманными и справедливыми, в отношении к подсудимому не может быть фамильярности, оскорблений, насмешек. О нарушении речевой этики оратором свидетельствуют случаи, когда он неточно знает фамилии, путает подсудимого с потерпевшим, потерпевшего со свидетелями. Неэтично использовать в судебной речи иноязычные слова, незнакомые подсудимому и присутствующим в зале суда, так как они нарушают доступность речи, а судебная речь должна быть от начала до конца понятна слушателям. Прокурор и адвокат не должны ослаблять контроля за своим речевым поведением. От того, насколько уважительно относится судебный оратор к языку, к присутствующим в зале судебного заседания, зависит повышение культуры правосудия, но в первую очередь- уважение граждан к суду, усиление воспитательного воздействия судебных процессов. Общепризнанно, что у адвоката нет права на ложь, но как в этом случае он может поддерживать своего клиента, подкреплять доводами его ложные высказывания, если сам не будет неверно оценивать фактические обстоятельства, доказывающие виновность, либо о них умалчивать.

Следует обратить внимание на проблемы, имеющие отношение, как к психологии адвокатской деятельности, так и адвокатской этике, в широком смысле юридической деонтологии. Начнем с индивидуальной профессиональной концепции защитника, под которой понимается субъективное, личностное видение им содержания и структуры своей деятельности, нравственных требований к ней, системы прав и обязанностей. В сформированном виде эта концепция раскрывает нравственный смысл деятельности адвоката, оказывает влияние на мотивацию его труда, постановку конкретных профессиональных целей и общение со всеми участниками процесса, в первую очередь с подзащитным, определяет убеждения, интересы и правовые ценности.
Можно ли, например, поставить в один ряд умолчание адвоката о фактах, ставших ему известными от клиента, и поведение защитника, которое направлено на склонение подзащитного к отказу от показаний, данных на предварительном следствии, прямой обман следователя и суда? На наш взгляд, "умолчание" укладывается в рамки профессиональной нравственности, все остальное же является следствием неадекватных этических стереотипов адвоката.
Психологические особенности действий адвоката, нарушающего нравственные установки и принципы профессиональной этики: Во-первых, это замена главного мотива деятельности - защиты клиента всеми указанными в законе средствами и способами - на иные мотивы - личное самоутверждение, корысть, желание избежать неудачи любой ценой. Во-вторых, наблюдения показывают, что некоторые адвокаты, оставаясь приверженными главному мотиву своей деятельности, поступают вопреки нормам нравственности и адвокатской этики. У них наблюдается внутриличностный конфликт: с одной стороны, желание остаться в рамках этичного поведения, сохранить свое честное имя, а с другой - выиграть процесс, используя даже сомнительные средства и способы, ложь и обман. Понятно, что специфика деятельности адвоката наряду с позитивным влиянием, повышающим профессионализм, содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, которое при отсутствии у защитника достаточного уровня нравственной и психологической устойчивости часто ведет к профессиональной деформации.
Выделяют три группы факторов, ведущих к образованию профессиональной деформации личности адвоката:
факторы, обусловленные спецификой деятельности, например, детальная правовая регламентация деятельности, что может вести к формализму и элементам бюрократизма, корпоративность деятельности, слабый контроль за деятельностью адвоката, необходимость вступать в контакт с преступниками;
К основным формам деформации можно отнести: самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач и завышенную самооценку; "правовой нигилизм", который проявляется в пренебрежительном отношении к ряду требований закона, произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов;
Важнейшей правовой и психологической проблемой является формирование системы профессионально-психологических требований к личности, необходимых для качественного отбора кандидатов на должность адвоката, организации их воспитания и повышения юридической квалификации.

Нам представляется, что в число таких требований к личности адвоката можно включить несколько групп качеств: мотивационно-ценностные - развитое правосознание, высокий уровень нравственности, принципиальность, честность, ответственность, самоуважение; познавательные - высокий уровень интеллекта, творческое мышление, наблюдательность, развитая память, развитая интуиция; эмоционально-волевые - выдержка, самообладание, стрессоустойчивость, уравновешенность, самостоятельность, организованность.


24.06.2014; 10:30
хиты: 108
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь