СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия.
Виды:
АЛЛЮЗИЯ - намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).
АНТИТЕЗА – противопоставление. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин).
АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («орёл», «мудрец»).
Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом (М. Лермонтов)
Эллипсис – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения.
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).
Анафора – единоначалие.
Я стою у высоких дверей.
Я слежу за работой твоей (М. Светлов).
Эпифора – одинаковый конец : Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).
Бессоюзие – отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения.
Многосоюзие – повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).
Риторический вопрос – вопрос, на который не требуется ответа, он задается с целью привлечения внимания адресата: Любите ли вы театр, как люблю его я? (В. Белинский).
Риторическое восклицание – фигура, содержащая в форме восклицания утверждение; служит для повышения эмоционального уровня речи: Погиб поэт! Невольник чести…(М. Лермонтов).
Риторическое обращение – высказывание, адресуемое неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу: Клен ты мой опавший, клен заледенелый (С. Есенин).
Парцелляция – предложение порциями.