Мультимедиа представляет собой совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих создание звуковых и визуальных эффектов, а также влияние человека на ход выполнения программы, предусматривающей их создание.
Первоначально компьютеры умели "работать" только с числами. Немного позднее они "научились" работать с текстами и графикой. И лишь в последнем десятилетии XX века компьютер "освоил" звук и движущееся изображение. Новые возможности компьютера получили название мультимедиа (multimedia - множественная среда, то есть среда, состоящая из нескольких компонентов различной природы).
Ярким примером применения мультимедийных возможностей являются различные энциклопедии, в которых вывод текста той или иной статьи сопровождается показом связанных с текстом изображений, фрагментов кинофильмов, синхронным озвучиванием выводимого текста и т.д. Мультимедиа широко применяется в обучающих, познавательных, игровых программах. Эксперименты, проводившиеся над большими группами обучаемых, показали, что в памяти остается 25% услышанного материала. Если материал воспринимается зрительно, то запоминается 1/3 увиденного. В случае комбинированного воздействия на зрение и слух доля усвоенного материала повышается до 50%. А если обучение организовано при диалоговом, интерактивном (interaction - взаимодействие) общении обучаемого и мультимедийных обучающих программ, усваивается до 75% материала. Эти наблюдения свидетельствуют об огромных перспективах применения мультимедийных технологий в области обучения и во многих других аналогичных областях применения.
Интеллектуа́льная систе́ма — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока —базу знаний, механизм вывода решений и интеллектуальный интерфейс.
Интеллектуальные системы изучаются группой наук, объединяемых под названием «искусственный интеллект».
В технологиях принятия решений интеллектуальная система — это информационно-вычислительная система с интеллектуальной поддержкой, решающая задачи без участия человека — лица, принимающего решение (ЛПР), в отличие от интеллектуализированной системы, в которой оператор присутствует.
Виды интеллектуальных систем
Интеллектуальная информационная система
Экспертная система
Расчётно-логические системы
Гибридная интеллектуальная система
Рефлекторная интеллектуальная система
Офисные пакеты – В деятельности любой организации или даже одного человека можно выделить такие работы, как подготовка и оформление текстовой документации, составление и обработка таблиц и ведомостей, сбор и обработка данных.
Современные офисные пакеты, как правило, связаны с офисной деятельностью людей, которая включает: делопроизводство, управление, контроль, создание отчетов и работу с информацией - ввод, поиск, обновление, обмен между офисами.
Офисная деятельность, ориентированная на использование компьютерных офисных пакетов, называется офисной технологией.
Современные офисные пакеты содержат: Текстовый процессор, Табличный процессор, СУБД, Органайзер (планировщик), Средства поддержки электронной почты, Программы создания презентаций, Графический редактор.
Компоненты интегрированных офисных систем могут работать самостоятельно, и благодаря унифицированному интерфейсу, легко осваиваются.
Отличительной особенностью интегрированных пакетов является:
· Однотипный интерфейс - общие команды меню, стандартные пиктограммы одних и тех же функций, стандартная работа с диалоговыми окнами,
· Общий сервис для программ (словарь, средства проверки правописания, построитель диаграмм),
· Легкость обмена и ссылок на объекты (метод динамического обмена данными - DDE через буфер обмена, метод переноса объектов - "drag and drop", метод связывания (вставляемый объект связывается с исходным файлом, и документ хранит информацию, как о самом файле, так и приложении его породившем. Изменения файла вне документа приводят к изменению связанного объекта при просмотре документа) и внедрения (вставляемый объект внедряется в документ и теряет связь с исходным файлом, однако документ хранит информацию о приложении породившем его) объектов - OLE (Object Linking and Embedding)).
· Возможность создания документов, интегрирующих в себе данные, созданные разными программами пакета и даже отдельных приложений, например, мультимедиа-приложениями.
· Возможность наглядного представления документа, который получится в виде твердой копии на принтере, так называемая технология WYSIWYG (What You See Is What You Get) - "Что Вы видите, то Вы и получаете".
ППП общего назначения
Данный класс содержит широкий перечень программных продуктов, поддерживающих преимущественно информационные технологии конечных пользователей. Кроме конечных пользователей, этими программными продуктами, благодаря встроенным средствам технологии программирования, могут пользоваться и программисты для создания усложненных программ обработки данных.
Представители данного класса программных продуктов – настольные системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие организацию и хранение локальных баз данных на автономно работающих компьютерах, либо централизованное хранение баз данных на файл-сервере и сетевой доступ к ним.
В настоящее время наиболее широко представлены реляционные СУБД для персональных компьютеров, осуществляющие:
работу с базой данных через экранные формы;
организацию запросов на поиск данных с помощью специальных языков запросов высокого уровня;
генерацию отчётов различной структуры данных с подведением промежуточных и окончательных итогов;
вычислительную обработку путём использования встроенных функций, программ, написанных с использованием языков программирования и макрокоманд.
Пользовательские приложения (прикладные программы), функционирующие в среде СУБД, создаются по типу меню работы конечного пользователя, каждая команда которого обеспечивает автоматизированное выполнение определенной функции. В современных СУБД (например, в СУБД Access 2.0) содержатся элементы CASE-технологии проектирования, в частности:
визуализирована схема баз данных;
осуществлена автоматическая поддержка целостности баз данных при различных видах обработки (включение, удаление или модификация данных баз данных);
предоставляются так называемые "мастера", обеспечивающие поддержку процесса проектирования (режим "конструктор") – "мастер таблиц", "мастер форм", "мастер отчётов", "построитель меню" и т. п.;
созданы для широкого использования прототипы (шаблоны) структур баз данных, форм, отчетов и т. д.