пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ(ЭКСПОЗИЦИЯ)

Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio - изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою специфику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают новый статус: становятся экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения. В качестве экспонатов могут выступать и «заменители» подлинников. Эта совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом. Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы - экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспозиционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик. Каждый экспонат и элемент художественно-декоративного оформления занимает свое место в пространстве экспозиции, выступая в качестве ее неотъемлемого элемента. Членение экспозиционного пространства на составляющие компоненты дает возможность последовательно и доступно преподносить информацию посетителю, обогатить его восприятие, что способствует расширению коммуникативного потенциала экспозиции. В отечественном музееведении отсутствует единое понимание ключевого понятия экспозиционной работы. А.И. Михайловская в 1964 г. определяла экспозицию как «совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения». В словаре «Музейные термины» 1986 г. говорится, что экспозиция – это «часть музейного собрания, выставленная для обозрения». Данные определения не вполне удовлетворительны, т.к. в этом случае обозначить разницу между «выставкой», «экспозицией» (формами экспозиционной работы, нацеленными на создание особого образа, музейной среды) и, скажем, хранением на открытом доступе, позволяющем обозревать собранные музеем предметы и коллекции так, как они хранятся в фондах, практически невозможно. А.М. Разгон в своем учебнике «Музееведение. Музеи исторического профиля» дает следующее определение «экспозиции»: «Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений». Это определение также не указывает специфику собственно экспозиционной работы по сравнению с другими формами работы с посетителем. Эта специфика как раз проявляется в создании специфической музейной среды, в которую включается затем и посетитель, становящийся как бы участником тех процессов, которые отражает экспозиция. Наиболее полным представляется определение А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов». Семиотический характер любой музейной экспозиции выражается в комбинации знаков, несущих в себе понятия и представления о явлениях природы и деятельности человека. Таким образом, комплекс музейных экспонатов может рассматриваться как своеобразный текст, описание когда-либо и чего-либо происходящего. В этой связи хотелось бы отметить комплексность любой музейной экспозиции как основную черту демонстрации памятников прошлого. Современная классификация музейных экспозиций. Экспозиции по времени существования могут быть постоянными и временными. Временные экспозиции называют выставками. Выставки могут быть стационарными, не рассчитанными на перемещение с места на место, могут быть передвижными – рассчитанными и на демонстрацию вне музея. По задачам своей организации экспозиции делятся на тематические (раскрывают какой-то сюжет); фондовые (представляют предметы, обычно хранящиеся в запасниках (фондах) и редко демонстрируемые публике); отчетные (рассказывают об итогах какого-то направления работы музея (комплектования, реставрации и т.д.) Они классифицируются по нескольким признакам: по частоте проведения: периодические, ежегодные; по составу участников: городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные; по характеру представленных экспонатов: тематические (современного искусства, декоративно-прикладного искусства, произведений живописи, скульптуры, исторические, литературные, смешанные), коллекционно-представительные (по признаку редкостей и шедевров), тематико-дидактические (с демонстрацией результатов работы с каким-либо материалом, например «Живая глина», «Послушное стекло»), концептуальные (отличаются от тематических тем, что содержат в себе концептуальную идею – новый взгляд на известное, ввод в научно-художественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения)

Основу экспозиции составляют музейные предметы, а также предметы, созданные для экспонирования, – копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы.

 

 


19.06.2014; 17:11
хиты: 151
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь