Философское понимание развития человека предполагает поступательное, качественное, необратимое изменение его наиболее общих, существенных свойств. Их системная совокупность, образующая сущность человека, не может быть сведена к двум-трем, а тем более к одной какой-то черте. Как это сделал, например, К.Маркс в известных «Тезисах о Фейербахе», утверждая, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. И тем самым свел все многообразие человеческой сущности к одной единственной черте – социальности. Между тем очевидно, что человек не только общественное, но и природное существо, обладающее специфическими признаками. Кроме того, многие существенные человеческие черты так или иначе меняются в зависимости от конкретно-исторического уровня развития общественных отношений, но отнюдь не сводятся к ним. Например, разум человека, его душа как комплекс чувственно-эмоциональных свойств и качеств, его духовность и другие. Наконец, сущность человека развивается в том плане, что в ней одни черты отмирают, исчезают, а другие возникают. История развития человечества показывает, что сущность человека постоянно обогащается, усложняется и углубляется. В ней открываются все новые и новые стороны, неизвестные либо отсутствовавшие ранее. Поэтому всякая всесторонность человеческой сущности, достигнутая в процессе развития человечества имеет конкретно-исторический характер и преодолевается, т.е. утрачивается с последующим развитием. Человечество может достичь всесторонности человеческой сущности только тогда, когда его развитие остановится. Но это в принципе невозможно, ибо развитие человечества неудержимо и бесконечно. Значит, и невозможно достижение всесторонности человеческой сущности и соответственно всестороннего развития личности.
Вместе с тем не только конкретно-историческая, но и природная сущность человека накладывает серьезные ограничения на процесс всестороннего развития индивида. Природа наделяет каждого человека немногими способностями, задатками, талантами. Лишь в одной или нескольких областях, далеко не во всех сферах проявления человеческой сущности. И если в какой-то части человеческой сущности индивид от рождения оказался обделенным, то никакое воспитание и образование не могут в полной мере воссоздать в нем эту часть сущности. Например, если человеку от рождения медведь наступил на ухо, то ему никогда не стать композитором, музыкантом, певцом и т.п. В истории известны многосторонне развитые личности (Цицерон, Леонардо да Винчи, Декарт и другие), но не было ни одного всесторонне развитого индивида. Да и многосторонне развитые личности составляли исключение, а не правило. Поскольку философия интересуется типичными, а не исключительными явлениями, поэтому с философской точки зрения всестороннее развитие личности есть лишь абстрактная возможность, нереальность, утопия.