Снег бел – аналитическое суждение.
Сегодня снег белый – синтетическое суждение.
Кант ставил проблему: откуда берется содержание предиката в синтетических суждениях.
В апостериорных (т.е. основанных на опыте) суждениях содержание предиката извлекается из опыта. В априорных (доопытных) суждениях совершенно непонятно откуда (Бог всемогущ, всеблаг и всеведущ).
Априорны те суждения, которые нельзя почерпнуть из опыта. В основе синтетических суждений лежат априорные представления, которые даны человеку изначально. Кант называет их априоризмами.
Кант выделяет у человека 3 познавательные способности:
- чувственность – для нее Кант выделил специальные априоризмы:
- пространство
- время
Кант считал их присущими субъекту способностями упорядочивания впечатлений. Объективно по Канту пространство и время не существуют, т.к. это способы человеческого восприятия. Кант считает человека субъектом, который наделяет мир пространственно-временными характеристиками.
Кант выделяет 2 интеллектуальные познавательные способности:
- рассудок
- разум
Низшая способность – рассудок – способность действовать по правилам. Высшая интеллектуальная творческая способность – разум – способность создавать правила для рассудка. Кант выделял для рассудка 12 априоризмов, а для разума – 3 априоризма: душа, мир, Бог.
Каждый человек имеет эти 3 априоризма, в частности, наличие тела и души, существование мира и Бога. Очевидно, что все эти априоризмы, имеющиеся у каждого человека, в различные времена, в различных культурах наполняются разным содержанием. Априоризм Бога есть у всех народов всегда. С т.з. Канта (и Юма тоже) невозможно рационально решить вопрос о бытии Бога, нельзя его решить и на уровне конкретного опыта. Кант относит проблему бытия Бога к антиномиям чистого разума.
Антиномии – равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом (Бог есть, Бога нет; мир конечен, мир бесконечен; в мире есть свобода, в мире нет свободы).
Априоризм – доопытное, изначально данное человеку представление, обладающее необходимостью и всеобщностью.
Априорный – синоним понятия «трансцендентальная познавательная способность». исследование этих способностей – предмет философской рефлексии.