пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

10. Проблема человека в новоевропейской философии.

 Гоббс: В противоположность Аристотелю он утвер­ждает, что человек по природе своей — существо не общественное. Напротив, «человек человеку — волк», а «война всех против всех» является естест­венным состоянием общества. Паскаль: утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить». Однако основателем новоевропейского рационализма вообще и антропологического рационализма, в частности, ло праву считается И. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из основополагающего тезиса французского философа: «мыслю, следовательно, существую». Наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотре­ние их как двух разнокачественных субстанций, что имело большое значение для разработки психофизи­ческой проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздейству­ет на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние. И. Кант полагал, что предметом философии является не просто мудрость, а знание, обращенное к человеку.

Отвечая на вопрос о том. что такое человек. Кант отмечал, что человек по своей природе зол, но обладает зачатками добра. Гегель привнес в рас­смотрение человека принцип историзма. Если раньше человек рассматривался как существо абстрактное. неизменное по своей сути, то Г. Гегель указал на необходимость учитывать при исследовании челове­ческой сущности те конкретные социально-исторические условия, в которых происходило фор­мирование того или иного человека. Вершиной социологической трактовки человека в XIX в. стала марксистская философско-антропологическая концепция. Человек рассматривался в русле диалектико-материалистического подхода в неразрывной связи с природной и социальной средой. Человек - продукт эволюции вечной, несотворимой и неуничтожимой материи, он - биосоциальное существо, наделенное сознанием. Человек выделился из животного мира благодаря труду, умению создавать орудия труда. Для него характерны не только приспособление к окружающей среде, но и адаптирование природы, изменение ее в своих интересах. В своей сути человек - существо не природное, а общественное. Природная основа - лишь предпосылка человека, но его сущность заключается в том, что он «есть продукт всех общественных отношений». На основе такого понимания человека основоположники марксистской философии делали вывод, что для того чтобы "изменить" человека, нужно изменить общество, одни общественные отношения заменить другими.


22.06.2014; 23:21
хиты: 185
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь