пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Основные зарубежные концепции личности

Специфика подходов к исследованию личности в зарубежной психологии. В зарубежной психологии можно выделить 2 подхода:

  1. Номотетический - он подразумевает описание общих законов функционирования личности;
  2. Идеографический - главными методами должны быть методы естественных наук - наблюдение, эксперимент, с использованием математико-статистической обработки данных. Идеографический подход подчеркивает уникальность, неповторимую целостность личности.

Структура личности в глубинной психологии. З. Фрейд предложил 2 варианта структуры личности. Первоначальный вариант: личность = психика. В виде «айсберга» (сознание – это верхняя часть «айсберга»; подсознание – это линия соприкосновения с водой; бессознательное – то, что находится под водой). Затем Фрейд предложил второй вариант. Он выделяет 3 основных структуры личности:

1. Ид («Оно») – образовано бессознательным. Действует за счет либидо, по принципу удовольствия. Оно содержит все унаследованное, прирожденное, все, что есть в конституции, все те инстинкты, которые содержатся в соматической организации человека.

2. Эго («Я») – сознание. Действует по принципу реальности. Эго обеспечивает физическое и душевное здоровье личности, безопасность личности. Эго управляет произвольными движениями. Задачей Эго является самосохранение. В отношении внешнего Эго осознает и накапливает в памяти опыт. Эго избегает чрезмерных стимулов, приспосабливаясь к более умеренным стимулам. Происходит научение. По отношению к Ид, Эго выполняет свою задачу, обретая контроль над требованиями инстинктов. Эго решает, удовлетворить или запретить инстинкт.

3. Супер-Эго («Сверх-Я»). Оно служит судьей или цензором. Это хранилище моральных установок, норм поведения. Выполняет 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Фрейд рассматривал бессознательное. Процесс формирования бессознательного идет по механизму вытеснения. Принцип «хочу» сталкивается с «могу» или «не могу» (с реальностью). Если они не проходят проверку принципом реальности, то они вытесняются в бессознательное без участия сознания. Бессознательное наполняется сексуальными влечениями и деструктивными. Психологическая защита как способ преодоления внутриличностного конфликта. Эго находится в конфликте между Ид и Супер-Эго, что приводит к напряжению. Разрядка, снижение напряженности происходит с помощью защитных механизмов. Фрейд выделяет 2 группы механизмов:

I. Архаичные (мало эффективные):

  1. Вытеснение (бессознательное): например, забывание;
  2. Изоляция – отделение, вызывающей тревожность части ситуации от остальной части души;
  3. Отрицание – попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит Эго («закрывать глаза на проблему»);
  4. Регрессия – возвращение («соскальзывание») на более ранний этап развития;
  5. Замещение – вымещение (разрядка0 своих негативных тенденций на более слабых, нижестоящих и т. п.

II. Защиты высшего порядка:

  1. рационализация – придумывание оправданий своим негативным поступкам;
  2. Проекция – приписывание своих негативных черт другим людям;
  3. Реактивные образования – обесценивание желаемого, но недостижимого объекта;
  4. Сублимация – переориентация (перевод) сексуальных инстинктов в социально приемлемое или полезное русло (спорт, работа, творчество и т. д.). Это единственный, эффективный механизм, способствующий разрядке.

Развитие структуры личности в теории К. Юнга. К. Г. Юнг (аналитическая психология – глубинная) выделял следующие компоненты в структуре личности:

1. Эго – это центр сознания. Оно создает ощущение последовательности, направления в нашей сознательной жизни. Эго постоянно стремится противостоять всему тому, что может угрожать связи сознания с окружением. Эго является центральным элементом нашей души. Душа вначале состоит из одного бессознательного, а затем Эго возникает из этого бессознательного и начинает собирать воедино различные переживания, воспоминания и тем самым создает разделение сознательного и бессознательного.

2. В отличие от Фрейда Юнг выделял как личное, так и коллективное бессознательное, образованное архетипами – символами, несущими в себе историю человечества и общими для всех людей. Первый основной архетип: Персона (Маска) и Тень. Персона – это маска, которую показываем другим (и положительная и отрицательная). Это характер, это социальные роли, это вид одежды, стиль разговора и т. д. Тень – это реальное скрытое Я (и положительное и отрицательное). Включает те тенденции, желания, которые или же отрицаются личностью, как прежде всего не совместимые с персоной или же были вытеснены, как не совместимые со своим идеальным «Я». Тень противостоит Персоне. Человек должен иметь свою тень, он должен вглядываться в не и принимать ее, если он хочет быть гармоничной личностью.

3. Второй основной архетип: анима и анимус. Анима – женское начало в мужчине. Анимус – мужское начало в женщине.

4. Третий основной архетип: самость – это то, каким человек есть на самом деле; это та окружность, которая охватывает и сознательное и бессознательное. Юнг называет самость центральным архетипом порядка и целостности личности. Сознательное и бессознательное друг друга дополняют. Самость – это внутренний руководящий фактор, отличный и от Эго и от центра бессознательного. Индивидуация – это процесс обретения самости.

Влияние среды на развитие отдельных элементов структуры личности в теории А. Адлера и К. Хорни.

Адлер дал название своей теории «индивидуальная психология», поскольку в латыни слово индивидуум обозначает неделимый - то есть сущность, которую нельзя делить. Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса по Адлеру в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, с социально-культурной средой, в которой мы живем. Адлер считал, что движущей силой развития человека является чувство неполноценности (недостаточности), которое преодолевается стремлением к превосходству. Сглаживает противоречия от чувства неполноценности компенсация. Виды компенсации:

  1. собственно компенсация – замещение более успешной деятельностью;
  2. сверх-компенсация или гиперкомпенсация – сверхтренировка недостаточного органа («преодолеть самого себя»);
  3. неполная компенсация – с помощью других людей;
  4. мнимая компенсация – уход в болезнь.

Гармонизация отношений личности с обществом возможно благодаря врожденному чувству общности (социальному интересу). Главное чувство в межличностных отношениях – любовь. Ввел понятие стиля жизни, который проявляется в постоянном использовании психологических защит – компенсаций. В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозам, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении (биологические нужды: в пище, сне и т.д.) и потребность в безопасности (быть любимым, желанным и защищенным от опасности и враждебности мира). В структуре личности, по Хорни, доминирует чувство тревоги, беспокойства – коренная тревога (базовая, базальная), которая связана с ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире. Выделяется 2 вида тревоги:

  1. физиологическая, т. е. связанная с удовлетворением жизненных потребностей (правильный уход снижает ее);
  2. психологическая, т. е. связанная с развитием образов «Я» и включает знания о себе и отношения к себе. Существует несколько образов «Я»: Я реальное; Я идеальное; Я глазами других. Если они не совпадают, то возникает психологическая тревога. 

Чтобы избавиться от тревоги люди прибегают к психологической защите. 3 вида:

  1. Стремление к людям (если чрезмерно, то формируется устойчивый тип невротического комплекса);
  2. Стремление против людей (формируется агрессивный тип невроза);
  3. От людей (формируется устраненный тип невротического комплекса).

«Эго-психология» о структуре личности. Э. Эриксон развивал Эго-психологию. Он высказывал мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором человек живет. Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него стали положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни. Этот процесс Эриксон назвал формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Бессознательные влечения как движущие силы развития личности в психоанализе (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм).

Роль влечений особенно остро выявил на клиническом материале 3. Фрейд. Теоретически наряду с основной группой сексуальных влечений признаются еще в качестве второй группы сначала влечения «Я», затем влечения смерти. В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие бессознательного влечения, которое он в качестве условного допущения и положил в основу мотивации поведения человека. Психоаналитическая концепция влечений Фрейда: представление о влечении как движущей силе человеческого поведения; мысль о том, что сердцевиной влечений являются такие стремления, которые направлены прежде всего на сохранение человеческого вида. К таким выводам Фрейд пришел прежде всего на основе изучения симптомов неврастении. Фрейд задался целью выявить так называемые «первичные влечения», составляющие ядро бессознательного. В качестве основы «первичных влечений», движущей силы бессознательного, Фрейд первоначально принял сексуальные влечения, которые, как он ошибочно полагал, являются не только причиной возникновения невротических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности психически нормального человека и культурных достижений общества.

К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название «комплексов». Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами». Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуации (процесс обретения самости) человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству и всему космосу. Самость – это внутренний руководящий фактор, отличный и от Эго и от центра бессознательного. Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным.

Главная идея Адлера состояла в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов - все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. Таким образом одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества.

Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни. Она исходила из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Э. Фромм считал, что социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. Если от Фрейда он взял главным образом идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса - его мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга. Исследуя развитие личности, Фромм приходит к выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма - это потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремится к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Стремление человека примирить эти потребности, является с точки зрения Фромма двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, так как все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления.

Понятия «родитель, взрослый и ребенок» в теории трансактного анализа Э. Берна.

Слово трансакция переводится как взаимодействие и, соответственно, понятие Трансакционный анализ подразумевает анализ взаимодействия, а проще – общения людей. Структура личности характеризуется наличием трех состояний Я: Родитель (Экстеропсихе), Ребенок (Археопсихе), Взрослый (Неопсихе). Подчеркивается, что Я-состояния – это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты – информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. Ребенок – это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. Естественный Ребенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим чертам Естественный Ребенок приобретает большую ценность, независимо от возраста человека: он придает человеку обаяние и теплоту. Взрослое Я-состояние – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные Я-состояния. Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние Я.

Проблема личности в бихевиоризме. Наиболее яркими представителями бихевиоризма являются Уотсон и Скиннер. Уотсон считал, что особых различий в поведении человека и животных нет. Поведение можно свести к единичным парам стимул – реакция, но нужно изучать его в целом. Уотсон считал, что наследственных качеств нет. Решающая роль: воспитания и окружающей среды. Он считал, что из ребенка можно сделать все, что хочет воспитатель. По Скиннеру изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. Подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение не подкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Об этом его теория оперантного научения. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами, процессами скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют человека. И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Понимание движущих сил развития в бихевиоризме. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул – реакция" (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.), либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Уотсон считал, что решающая роль в развитии личности – это воспитание и окружающая среда.

Оперантное подкрепление и развитие личности (Б. Скиннер). Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно при изучении механизмов поведения. Но его собственная концепция «оперантного обуславливания» сложилась под влиянием учения Павлова. Скиннер разработал особый вид поведения – оперантное, при котором подкрепляется не стимул, а поведение, совершаемое субъектом и приводящее к нужному результату. Такое поведение устойчиво, медленно угасает без подкрепления. Главные коррективы, внесенные в схему Торндайка, связаны с вычленением простейшей оперантной реакции, как единицы процесса поведения (научения). Это позволяло превратить каждую из частей процесса в объект управления.

Роль подражания в развитии личности в концепции А. Бандуры. Альберт Бандура согласен с тем, что принципы научения важны для объяснения и предсказания поведения и его изменений. Однако он оспаривает тот подход к личности через научение, который выводит свои принципы исключительно из исследований отдельного организма и безличностной ситуации или рассматривает человеческое поведение как пассивное, контролируемое влияниями среды. Критическая роль подражания в развитии личности, которую приписывает ей Бандура, лучше всего обнаруживается в осуществленном им анализе усвоения новых реакций. В серии экспериментов с детьми Бандура и его коллеги продемонстрировали, что субъекты, которым было позволено наблюдать необычную систему реакций другого индивида (модель) имеют тенденцию проявлять те же самые реакции в схожей ситуации. Сама по себе открытость чужому поведению не обязательно ведет к научению этим реакциям или, если научение произошло, к осуществлению этих реакций в подходящей ситуации. Чтобы научение произошло, наблюдатель должен уделить внимание ключевым моментам в модели. Есть ряд факторов, определяющих внимание наблюдателя к модели. Чрезвычайно важны последствия поведения модели. Если поведение модели вознаграждается, подражание более вероятно, чем при наказании. Таким образом, сильной детерминантой индивидуального поведения является не только прямое подкрепление, но и викарное подкрепление – наблюдаемые последствия поведения другого. Так же важны характеристики модели, такие, как возраст, социальный статус, пол, сердечность, компетентность, определяющие степень подражания. Характеристики наблюдателей также определяют имитативное поведение в данной ситуации. Родители, сверстники и другие социализирующие агенты устанавливают поведенческие стандарты, награждая индивида за жизнь в соответствии с ними и выражая недовольство, когда это не так. Это внешне навязанные нормы могут быть «переняты» индивидом и составить основу будущих систем самоподкрепления.

Личность с позиции гуманистической психологии (К. Роджерс). Ярким представителем гуманистической психологии является К. Роджерс. Структура личности по Роджерсу: 1. Поле опыта; 2. Самость, или Я-концепция; 3. Идеальная самость (идеальная Я-концепция); 4. Конгруэнтность и неконгруэнтность; 5. Тенденция к самоактуализации. Поле опыта. Фундаментальной предпосылкой является предположение о том, что люди используют свой опыт для определения себя. Поле опта уникально для каждого. «Феноменальное поле» содержит все, что происходит внутри оболочки организма, все то, что потенциально и доступно осознаванию, она включает события, восприятие и ощущения. Центральной теоретический конструкт теории К. Роджерса – самость, Я или Я-концепция. Я-концепция имеет тенденцию субъективно восприниматься как «фигура» феноменального поля, иначе говоря, его центральная, наиболее значимая часть. В самом общем виде К. Роджерс постулирует, с одной стороны, - изменчивость, динамичность самости, как и всего феноменального поля в каждый момент времени; одновременно в субъективном опыте человека она предстает в качестве его устойчивой, неизменной сущности. Итак, самость, по К. Роджерсу, - это организованный и связанный гештальт, принципиально доступный осознанию, но не обязательно присутствующий в нем; постоянно находящийся в процессе формирования и изменения по мере изменения опыта восприятия и внутренней системы эталонов, то есть в определенном смысле «внутреннего» угла зрения. Идеальная Я-концепция отражает те атрибуты Я, которые человек хотел бы иметь, которые он высоко ценит, к которым стремится и каким представляет себя в будущем, но пока не имеет. Как и Я-реальное, Я-идеальное, вообще говоря, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Конгруэнтное и неконгруэнтное: соответствие между сообщаемым и испытываемым и наличным для опыта. К. Роджерс настаивает на природно-присущем человеку стремлении к развитию и самоактуализации, иными словами, телеологической целесообразности, согласно которой основной закон душевной жизни состоит в движении, росте психологической дифференциации, автономии и зрелости. Эта тенденция просматривается во всякой органической и человеческой жизни – стремление расшириться, распространиться, задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость. Иерархия мотивов как основа личности. Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Ядерным образованием личности является иерархия мотивов. Мотив - как осознанная потребность. Мотив - это ценностное отношение человека к своей работе в организации, внутреннее побуждение, существующее на основе ценностей как личных, так и организационных. Потребность - эмоциональное переживание нужды в чем-либо. Потребность первична. Три вида:

  1. индивидные потребности организма - мотив самосохранения - создание семьи - семейное благополучие;
  2. социально-индивидные - реализация в мотивах - личное материальное благосостояние - престижность - карьера - социальное признание – власть;
  3. личностные - познавательные мотивы - стремление к познанию как к ценности - эстетические, семейные ценности как реализация смысла жизни.

Мотив - осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности. Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями. Мотивы обычно не осознаются субъектом, но они не отделены от сознания, а входят в него особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл. Т.о., кроме своей основной функции побуждения, мотивы имеют функцию смыслообразования. Таким образом мотивы подразделяются на мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Распределение функций между этими видами мотивов единой полимотивированной деятельности воспроизводит иерархические отношения, которые строятся не по шкале их побудительности. Смыслообразующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно более высокое место, чем мотивы стимулы.

Понятие потребностей и квазипотребностей как основание личности в теории К. Левина. Теория поля – психологическая система, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него социальных сил. Психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля – годологического пространства, которое включает: все события прошлого, настоящего, будущего, определяющих поведение человека в конкретных ситуациях. Поле формируется личностными потребностями во взаимодействии с окружающим миром. У человека есть цели, обладающие положительной или отрицательной валентностью (привлекательностью). Идея о равновесии между индивидуумом и его психологическим окружением. Его нарушение приводит к возникновению потребности (напряжения): биологической или собственно потребности и социальной или квазипотребности, которые находятся в иерархии.

Иерархия потребностей А. Маслоу. Маслоу разработал главные теоретические положения гуманистической психологии. Маслоу считает, что каждый человек по своей природе стремится к здоровью, к развитию, т. е. к самоактуализации. Пирамида Маслоу:

  1. Первый нижний уровень пирамиды – физиологические потребности (потребности удовлетворения голода, жажды и др.;
  2. Потребность в безопасности и стремление чувствовать себя защищенным;
  3. Потребность в принадлежности и любви (т. е. стремление к принятию, к общности с другими);
  4. Потребность в уважении (т. е. стремление к компетентности, достижению определенных успехов, к одобрению, признанию, стремление к авторитету). Эти потребности являются фундаментальными. Остальные потребности являются потребностями роста;
  5. Познавательные потребности;
  6. Эстетические потребности (стремление к гармонии, к красоте);
  7. Потребность в самоактуализации (т. е. стремление к реализации своих возможностей, развитию собственной личности).

Перейти на более высокий уровень потребностей можно только удовлетворив предыдущий. Самоактуализация как ведущая движущая сила личностного роста в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Левин). Маслоу считал, что каждый человек по своей природе стремится к здоровью, к развитию, т. е. к самоактуализации. Самоактуализация Маслоу - полное использование талантов, способностей, возможностей. Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать. Самоактулизирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, сомневаются в себе, боятся своих способностей. Препятствия личностному росту: какие-то негативные влияния прошлого опыта; социальные и групповые влияния, которые часто действуют против интересов, суждений, вкусов данного индивида; внутренние защиты, которые отрывают нас от самих себя. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от чел. мужества и открытости новому опыту. Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать и положение о роли так называемых пиковых переживаний в личностном росте, благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации - единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не «делает», это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя». Развитие и становление человека понимаются в концепции Левина как динамический процесс, при благоприятном течении которого человек приобретает способность выходить за пределы «сиюминутной» жизненной ситуации через развитие временной перспективы представлений о жизни. У ребенка временная перспектива крайне мала, у взрослого она должна увеличиваться, позволяя во все большей степени детерминировать поведение не только прошлому, но во все возрастающей степени потребному будущему. Важнейшим фактором организации поведения взрослого человека Левин считал «наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более частными видами деятельности. Этой ведущей идеей может быть основной замысел или достижение цели». По мере развития субъективная окрашенность в восприятии среды уступает место реалистичности. Черты личности как элемент анализа структуры личности. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Черта личности – внутренняя устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) – стилевых особенностей поведения (стилевые черты). За одними чертами могут скрываться свойства темперамента, за другими – свойства характера, за третьими – склонности индивида.

Проблема «черт личности» в теории Г. Олпорта. Олпорт считал, что личность – это открытая и саморазвивающаяся система. Человек прежде всего социальное, а не биологическое существо, не может существовать без контактов. Считал, что в основе развития лежит потребность в движении и самосовершенствовании. Одним из первых говорил об уникальности личности, которая проявляется в своеобразном наборе качеств, потребностей – черт личности, которые составляют ее ядро. Разработал теорию черт. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы по 3 уровням - кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивидуальные способности. Первые - это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей. Факторный профиль как основа структуры личности. Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психологических исследованиях факторные теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности. Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Терстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфических факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов.

Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом. Приобретенные и врожденные черты личности в теории Р. Кеттела. Р.Кеттел считал, что личность на одну треть определяется генетикой, и на две трети - влиянием окружения. Кеттелл рассматривает личность как то, что позволяет нам предсказать действия какого-либо человека в данной ситуации. По его мнению, черты личности представляют собой конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах. В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональные черты»). Теория типов личности Г. Айзенка. Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе, как и у Кеттела. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, поведенческие реакции. В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь две главных суперчерты, лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Например люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам точно так же, как и третий фактор, называемый психотизмом – сила суперэго, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Основные характеристики когнитивистского подхода к структуре личности. Ярким представителем когнитивистского подхода являлся Г. Келли. Он разработал теорию личностных конструктов. Он рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир. В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, т. к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы. Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее. Основной постулат теории Келли: психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. Проблемы развития личности в зарубежной психологии на современном этапе


07.12.2014; 13:29
хиты: 8238
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь