пользователей: 21244
предметов: 10456
вопросов: 177505
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Проблемы психологии личности в отечественной психологии

Основные понятия психологии личности.

Основными понятиями психологии личности являются: человек, индивид, субъект, индивидуальность, личность. Слово личность относится к числу наиболее часто употребляемых. Одних теорий личности около 150. Комплексное изучение проблем человека обозначается как человековедение. Человек – это прежде всего некое существо, выживающее в среде.

Человек как вид – это биологический вид, ставший обществом, это род человеческий. Уникальных морфофизиологических характеристик человек не имеет.

Все, чем мы обладаем ест и у животных. К особенностям человека как вида относятся:

  1. неограниченное возрастание числа и сложностей потребностей;
  2. огромная экспансия человека в способах удовлетворения потребностей;
  3. человек не имеет ограничений в проявлении своей активности против других людей;
  4. в подавляющем большинстве случаев разум оказывается рабом желания.

Человек, имея телесное строение, в то же время является и личностью и социальным существом. Основная мотивация человека – это осуществиться в чем то. Человек как индивид - это отдельный человек.

Индивид – это единичный, конкретный человек. В понятии индивид отражается целостность, неделимость существования человека как существа.

Индивид – это человек со всей совокупностью свойств и особенностей.

В функционирующей системе индивид выделяют следующие уровни организации:

  • уровень генетической организации;
  • биохимической;
  • метаболической;
  • морфофизиологической;
  • сенсорной, перцептивной организации;
  • психомоторной;
  • интеллектуальной;
  • личностной;
  • социально-психологической;
  • социальной.

Человек как личность.

Научная дисциплина – персонология. Феномены, которые относят к личности:

  • межиндивидуальные различия;
  • внутриличностная согласованность;
  • взаимодействие биологических и средовых факторов;
  • психические процессы и механизмы на уровне личности;
  • влияние личности на межличностные отношения.

Личность – это индивид, наделенный сознанием.

Индивидом рождаются, а личностью становятся. Становление личности – это усвоение социальных ценностей, целей, норм, способов и средств деятельности, отношений. Личность – это высшая психологическая инстанция организации управления собственным поведением, заключающаяся в преодолении самого себя.

Личность – это целостно-структурное образование непрерывно взаимодействующих между собой компонентов. В психологии рассматривается вопрос о психологическом здоровье личности:

  1. это люди, испытывающие позитивные чувства по отношению к самому себе;
  2. адекватно воспринимают других;
  3. отвечают требованиям жизни.

Основное пространство самореализации личности – это мир межличностных отношений. Субъект. Субъектность проявляется в деятельности. Посредством деятельности человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире. Субъектность реализуется в 3-х сущностных свойствах:

  1. Способность к самоупорядочиванию;
  2. Способность к самопричинению;
  3. Способность к саморазвитию.

Понятие субъект всегда подразумевает наличие того, на что активность направлена (объект). Личность как субъект характеризуется всей совокупностью осуществляемой деятельности. В своем реальном существовании личность не только субъект, но и объект воздействия других субъектов. Субъектом может быть не только отдельная личность, но и группа личностей.

Субъект – это индивид, способный контролировать собственную субъективность, преодолевая собственную алогичность и пристрастность. Человек как индивидуальность. На уровне индивида человек обладает биологической индивидуальностью. Индивидуальность – это канал, обеспечивающий возможности общения между людьми. Для человека одинаково характерно: боязнь без индивидуальности; боязнь не быть как все.

Среди психологических теорий имеется большое различие в предании значения индивидуальности:

  1. Люди достаточно похожи друг на друга и понять людей можно посредством выделения типов (Фрейд, Адлер, Фромм и др.);
  2. В целом согласны с 1-ой позицией, но они не ограничиваются выделением типов, а заняты поиском небольшого числа переменных, выраженность которых они пытаются измерить (Эриксон и др.);
  3. Они полагают, что люди в большей степени отличны друг от друга, чем схожи (Маслоу, Роджерс и др.).

Наибольшей социальной ценностью обладает творческая, продуктивная индивидуальность. Своеобразие жизненного мира человека одно из условий формирования индивидуальности. Для психолога индивидуальность – это точка пересечения ряда количественных переменных. Движение в сторону развития индивидуальности обозначают как индивидуализация. Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. Человек как индивид обладает телесностью, как субъект – обладает сознанием, как личность – социальностью, как индивидуальность – духовностью. Обоснование и реализация в конкретных исследованиях системно-структурного подхода. Представление о личности как целостном образовании, включающем в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов. Сущность данного подхода в том, что личность понимается не как совокупность отдельных психических свойств, а как целостное образование, включает в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов. Важность реализации этого подхода в том, что он разрушает популярное представление о личности, как о «коллекции» независимых, рядоположенных свойств.

Рубинштейн цитировал: «равно неправильна как точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности, превращает ее психический облик в бесформенную туманность, так и другая, противоположная ей точка зрения, которая видит в личности лишь отдельные черты и утрачивая всякое подлинное внутреннее единство психологического облика личности, тщетно затем ищет корреляции между внешними проявлениями этих черт».

Идея К.К.Платонова об иерархическом построении структуры личности и исследование личности в контексте анализа вопроса о соотношении биологического и социального в развитии личности.

Свою концепцию Платонов называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:

  • отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
  • внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;
  • особый для каждой из подструктур вид ее формирования;
  • объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

На основании этих критериев, учитывая историю развития отечественной психологии личности, Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур.

В этой картине первая подструктура — это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Биологического почти нет. Это социально детерминированная подструктура.

Вторая подструктура - опыт. Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями.

Четвертая подструктура — биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные, патологические свойства, задатки и инстинкты. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки. Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре.

Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности.

Первая подструктура - это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа. При всей детальности структурирования психического содержания личности, некоторой формально-логической привязанности разных процессов, свойств и состояний к структурам и их подструктурам важной представляется мысль Платонова о том, что эти подструктуры не рядоположны, что они сами постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности.

Характер и способности – это крыша, т. е. они накладываются на все 4 подструктуры.

Платонова критиковали Асмолов, Петровский и другие за блочность модели. Критика с позиции системного подхода А. В. Петровским, Л. И. Анциферовой, Б. В. Ломовым, А. Г. Асмоловым.

Они критикуют Платонова за блочность модели. Они не выделяют уровня субъект, объединяя биологические и психические свойства личности в понятии «индивид». Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанная А. В. Петровским. Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Петровский характеризует личность в системе межличностных отношений и выделяет 3 аспекта:

  1. Интраиндивидный, т. е. отражает свойства, присущие самому субъекту;
  2. Интериндивидный аспект, в рамках которого рассматриваются особенности взаимодействия личности с другими;
  3. Метаиндивидный, т. е. описывается воздействие данной личности на других.

Б. В. Анциферова определяет личность как способ бытия человека в обществе в конкретно исторических условиях; это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений. Новые социально-психологические идеи о личности представлены системным подходом, сформулированным и развитым Б. Ф. Ломовым. Используя существующее в науке подразделение качеств на материально-структурные, функциональные и системные, Ломов считает, что «в исследовании психического обнаруживаются не только функциональные характеристики, но и модус системного качества».

Основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. Человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека. Эти качества выражают его родовую сущность. Проявления этих качеств многообразны. Это многообразие выявляется в психологических особенностях индивидов, групп, социально-психологических феноменах. Социальные качества человека существуют как целостная система. Эта система многоуровневая и строится по иерархическому принципу. А. Г. Асмолов считает, что быть личностью, значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: на том стою и не могу иначе.

Быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, суметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю свою жизнь бремя выбора.

Выделение Б.Г.Ананьевым понятий индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность.

Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Анализируя особенности современного научного знания о человеке, Ананьев отметил, что проблема человека становится общей проблемой всей науки в целом. В комплексе наук о человеке психологии отводится большое место. На ее долю приходится исследование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, человека как субъекта. Выраженность социально-психологической составляющей повышается от исследования человека как индивида к исследованию его как субъекта.

Так, уже при изучении человеческого индивида отмечается определенная зависимость индивидуально-типических свойств от условий внешней среды (природной и социальной). Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект.

По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется «статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности».

Ананьев выделил 4 уровня организации человека, они тесно связаны друг с другом: индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность.

Признается биологическая сторона, но доминирует социальная сторона.

Личность это общественный индивид исторического процесса. Личность это продукт социальный (в этом он единый с московской школой - Петровским).

Личность изменяется в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза, путем усвоения опыта человечества. В рамках концепции Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией понимается процесс развития конкретной личности.

Индивидуальность – это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это "глубина" личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Жизненный путь личности. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Личность имеет свою историю. В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому, что деятельность людей, изменяя действительность, объективизируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками. Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности.

Поэтому чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в таком аспекте: Чем я был? – Что я сделал? – Чем я стал? В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, проявляется духовное развитие человека. В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Биография является своего рода « жизненным путем». В.Н.Мясищев и категория отношений в психологии. Социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, взаимодействие мотивационных компонентов в поведении и деятельности, происхождение характера и способностей через категорию отношение.

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. В. Н. Мясищев через категорию отношений прослеживает природу субъективного; раскрывает социально-психологическое содержание связи личности с ее средой; прослеживает взаимодействие мотивационных компонентов через их единство; объясняет происхождение характера и способностей через категорию отношений. Выделяет виды отношений: психические; психологические; социально-психологические; межличностные; личные; самоотношения.

Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психологические отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются. на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы.

Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей.

Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительном отношении к ней. Проблема личности с позиции теории деятельности А. Н. Леонтьева. Понятие мотивации и мотива. Процессы смыслообразования. Личностные смыслы и ценности личности.

Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Личность формируется в процессе социального развития. Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. В данном подходе в основном рассматривается потребностно-мотивационная сфера. Леонтьев рассматривает мотивацию двояко:

  1. Как процесс;
  2. Мотивация – это система факторов, детерминирующих поведение (цели, интересы, намерения, стремления и др.).

Предпосылкой всякой активности, всякого целенаправленного поведения, всякой деятельности человека являются потребности. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых им не достает для нормального существования и развития. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, с объективным дефицитом того, что требуется.

Потребность как некое диффузное состояние неудовлетворенности имеет лишь преходящее функциональное значение. «Будучи слепой» потребность приводит лишь к нецелесообразной активности, но при этом она имеет тенденцию прозреть, т. е. найти объект для удовлетворения данной потребности. Этот процесс и ведет к формированию мотива. Отсюда, по Леонтьеву, потребность становится мотивом. Мотивация – система процессов, отвечающих за побуждения деятельности.

Мотив – это совокупность объектов, которые могут удовлетворить данную потребность в наличной ситуации. Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности.

Мотив – это опредмеченная потребность. Мотивационная сфера: потребность (внутри человека) + мотив (вне субъекта).

Смыслообразование.

Значение – это накопленный человеческий опыт, зафиксированный в определенных научных документах. Мы можем пристрастно к нему относится, наделяя его субъективным значением – это и есть, по Леонтьеву, личностный смысл (процесс смыслообразования).

Смысл – это субъективное привнесение значения в то или иное понятие.

Основные характеристики личностных смыслов:

  1. Смысловые образования существуют не только в осознаваемой, но и в неосознаваемой форме;
  2. Смыслы не поддаются прямому контролю и чисто вербальным воздействиям;
  3. Смыслы не имеют своего «надындивидуального», не психологического существования. Смыслы не бытуют сами по себе;
  4. Смысловые образования не могут быть поняты и исследованы вне их деятельностного жизненного контекста.

Психологию личности должны интересовать не какие-то отдельные ситуации, а их взаимодействие, в которых проявляются их смысловые отношения действительности.

Уровни при формировании смысловой сферы:

  1. Нулевой уровень – это прагматические ситуационные смыслы, определяемые логикой задачи, достижения цели при данных конкретных условиях;
  2. Первый уровень – это эгоцентрический уровень, в котором исходным моментом является индивидуальная польза, выгода и т. д.;
  3. Второй уровень – группоцентрический; определяющим смысловым моментом является отношение к действительности, близость к окружению, к группе;
  4. Третий – коллективистский; потребности коллектива на 1-ом месте;
  5. Высший – общечеловеческий, когда беды чужих людей выдвигаются на 1-е место.

Человечество определяет смысловые отношения. Ценности являются критериями значимости и ориентирами деятельности индивида, они отражают личностные смыслы. Смыслы же выражают отношение субъекта к объективной реальности и собственно наделяют предметы ценностным статусом.

Как отмечает Д. А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов. Кроме того, смыслы, в отличие от ценностей могут быть не осознаваемыми, но относительно субъекта они всегда выступают как личностные, поскольку смысл любого элемента объективной реальности постигается только при актуализации его сущности в личностных структурах. Всякое целенаправленное отношение можно назвать ценностным и, соответственно, смысловым.

В результате смыслового отношения вырабатывается ценностная направленность личности к определенным явлениям объективной реальности, переживаемая на субъективном уровне, т.е. ценностная ориентация личности, сущность которой заключается в избирательном отношении человека к материальным и духовным ценностям, система индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении.

Ценностная ориентация выполняет функцию ориентировочной реакции в поведении личности, отражает смысловую сторону направленности личности, ее внутреннюю, содержательную основу внешнего взаимодействия с различными явлениями объективной реальности. Потребности и мотивы как движущие силы личностного развития в отечественной психологии (Рубинштейн, Леонтьев) Рубинштейн. Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. В центре интересов Рубинштейна выступают проблемы детерминации психических явлений, в связи с чем он разрабатывает новую концепцию объяснения детерминации, направленную против механистических взглядов. Согласно этой концепции внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, которые в свою очередь формируются в процессе взаимодействия человека с миром.Эти внутренние условия и являются мотивами и потребностями.


16.05.2015; 00:46
хиты: 1242
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь