пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Эмпедокл. Учение о "корнях" всех вещей и эволюционных циклов космоса

Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) продолжал развивать материалистическую линию в философии и психологии. Первоэлементами мироздания, по его мнению, являются земля, вода, воздух, огонь.

Организм растений и животных состоит из четырех стихий, причем различие между растениями и животными заключается в неодинаковом соотношении и степени выраженности у тех и других первоначальных элементов. Сок растений и кровь у животных и человека есть ведущая структура организма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных, психических функций. Поскольку «психическое» приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, Эмпедокл выразил точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом.

У человека центром движения крови является сердце, поэтому оно является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности человека.

Для Эмпедокла принцип подобия приобретает универсальное значение. Он распространяется и на ощущения, и на побудительные силы, и даже на мирообразую-щие силы – Любовь и Вражду. Природа побудительных состояний такова, что все живое стремится к недостающему подобному. Эмпедокл вносит новое положение в учение о механизмах восприятия, выдвигая теорию истечений, в которой процесс восприятия Эмпедокл представил как механизм истечений. Наиболее полно он описал его в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, проникая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета.

Истечения идут не только от внешних предметов, но и от самих органов чувств. Эмпедоклу первому принадлежит заслуга в построении теории цветового зрения. Восприятие цветов, по мнению философа, определяется как свойствами воздействующих на глаз предметов, так и характеристиками самого воспринимающего органа. Эмпедоклом также впервые высказывается предположение о возможности сведения всей цветовой гаммы к четырем основным цветам. В ощущениях и восприятиях философ видел начальную форму познания, из которого вырастает разум. Он не сомневался в реальности видимых предметов и адекватности их восприятия органами чувств. Однако чувственное познание, по мнению ученого, должно контролироваться разумом, позволяющим лучше пользоваться нашими чувствами.

у Эмпедокла можно увидеть интересную концепцию циклической эволюции, предвосхищающую некоторые законы современной психологии. Восходящая линия эволюции завершается, есть конечный пункт: вещество и дух сливаются в единый Сфэйрос, Шар Любви. Там нет конфликтов, ненависти, страданий и наступает “Большой Кайф”. Мир застывает в экстазе взаимного притяжения, наступает Рай-Царство Бога-Ноосфера-Коммунизм-Нирвана-Точка Омега. Но есть причина, по которой такое состояние обречено на распад. В точке Большого Кайфа и начинается самое интересное. В своей идеальной гармонии этот шар, Сфэйрос, существовать не может, мир абсолютной любви, красоты и гармонии оказывается неустойчивым. Потому что свободный от событий, страданий и устремлений такой мир наполняется Скукой. Всё сливается в экстазе, и любовь лишается предмета, другого. Другого нет, а для того чтобы оттолкнуться, надо вновь обрести предмет Любви. И Любовь рождает ненависть, которая пускает корни, Шар Любви взрывается и начинается нисходящая линия эволюции, оканчивается прогресс, начинается регресс, процесс дезинтеграции, разрушения, гибели до исходных элементов. Но и здесь процесс не завершается, теперь Ненависть теряет свой предмет, как Любовь нуждается в соединении, так и Ненависть нуждается в разъединении, иначе кого ненавидеть? Элементы вновь тянутся друг к другу, цикл повторяется, чередование “Вечного Кайфа” и Большого Взрыва никогда не прекращается. В этой концепции можно выделить некоторые проблемы, актуальные и сегодня. В космологии до сих пор не решён вопрос, как будет развиваться Вселенная: вечный цикл, бесконечное развитие или завершение. В модели Эмпедокла просматривается и фундаментальное свойство душевной жизни: любовь и ненависть, наслаждение и страдание, радость и горе, добро и зло переплетены. Это так называемый психологический закон эмоциональной амбивалентности или раздвоенности (А.П. Назаретян). Сможет ли Интеллект будущего (искусственный или бестелесный) освободиться от этого раздвоения и от закона роста энтропии, хаоса, равновесия, дезорганизации? Можно ли избежать нисходящей фазы эволюции? Сможет ли мир стать абсолютно счастливым, можно ли достичь точки “Большого Кайфа”? У Эмпедокла вырисовывается и проблема нематериального, которая будет развита Анаксагором, а решить эту задачу попытается Платон. Душа и тело развиваются из одних и тех же “корней”, но источники проблем – в душе, сознании. Эмпедокл доказывает неизбежность циклизма не из-за природных законов. Циклизм обусловлен качествами интеллектуального субъекта. Свойства душевной жизни, сознания, мотивации могут труднее поддаваться волевому контролю, чем биологические или физические процессы, и они могут сыграть злую шутку с цивилизацией гораздо раньше, чем встанет вопрос: как управлять Вселенной. Наконец, Эмпедокл развивает учение о реинкарнационных циклах души и правилах освобождения от скорби, насилия и вины. Если в вещном мире вечный циклизм, то у души есть шанс вырваться из череды перевоплощений. Те же к Богам многочтимым возносятся в новом рождении, Вместе с другими бессмертными стол и очаг разделяя, Скорбей не зная людских, не ведая смерти, ни боли…


30.05.2014; 16:03
хиты: 96
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь