пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

4.Гераклит, Космос и Логос.

Гераклит считал, что миром правит логос. Логос – это основа мироздания. Это единство всего. Логос можно толковать по разному: как свойство первоогня, слово, мысль, гармония, душа, разум. Логос – это божественное вневременное слово, которое вечно. Логос это и есть сам Бог. Логос – это основа души, пределы которой бездонны. Логос – единый, общий для всего сущего закон. Гераклит считал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет.Логос эквивалентен огню. По Гераклиту, все возникает из одного – из огня. Огонь – первовещество. Огонь – наиболее подвижное явление в природе, это образ вечного движения. «Огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все» является разумом. (т.е. логосом). Мир по Гераклиту не был создан ни богами, ни людьми, а всегда существовал (и будет существовать) как вечный огонь, затухающий и разгорающийся. (Огонь – образ вечного движения). Если у прежних философов мир был создан из воды (воздуха, огня), то по Гераклиту огонь и есть собственно мир.По Гераклиту, все сущее постоянно изменяется, переходя из одного состояния в другое. Переход любого явления из одного состояния в другое совершается благодаря борьбе противоположностей – вечному и всеобщему Логосу. «Жизнь одних есть смерть других». Все в мире взаимосвязано и взаимодействует. Все тождественно: день переходит в ночь, ночь – в день; зима в лето и наоборот; война сменяется миром, мир – войной. Все относительно: «Ослы солому предпочли бы золоту». Относительно сама ценность и для каждого она своя. На этом и основывается логос.

Логос переводится как слово, речь, разум, мышление, познание. Гераклит говорит: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».   Огонь, как первооснова сущего представляет собой чистый разум, некую божественную субстанцию. Огонь управляет Космосом через Логос. Логос – причина борьбы, порождающий множество вещей. Логос – это божество, символизирующее всеобщий закон взаимопревращения вещей. Конечной точкой, так же, как и отправной, служит огонь: из огня возникают все иные стихии, но в огонь же и возвращаются.   «Гераклит "учит", что вечный круговращающийся огонь "есть бог", судьба же – логос "разум", созидающий сущее из противоположных стремлений». "Война есть отец всего, царь всего, она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными". борющиеся противоположности не просто сосуществуют: они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе одной в другую сохраняется общая для обеих тождественная основа. . В 126-м утверждается, что "холодное становится теплым, теплое-холодным, влажное-сухим, сухое-влажным". Во фрагменте 76-м, сообщенном Максимом Тирским, говорится, что "огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля -смертью воды". 67-м фрагменте мы читаем: "Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир, насыщение и голод "все противоположности". при этих переходах бог есть тождественная основа всех переходов: он есть и день и ночь, и зима и лето, и война и мир, и насыщение и голод. «Признак мудрости согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино».   Весь окружающий мир находится в состоянии непрерывного обновления в соответствии с Логосом. Подчинение Логосу и его познание есть высшая человеческая мудрость. Познание Логоса дает ясность духа и наивысшее блаженство.   У Гераклита мы находим большой интерес к проблеме познания. Он выразительно оттеняет трудности, стоящие перед человеком на пути к познанию, неисчерпаемость предмета изучения. Таково уже познание психических явлений: По какой бы дороге ни шел, не найдешь границ души: настолько глубока ее основа. в 123-м фрагменте, где Гераклит говорит: "Природа... любит скрываться". Это значит, что познание природы дается человеку нелегко. Ответы на вопросы познания не лежат на поверхности вещей. Необходимы большие усилия, чтобы проникнуть в их истинную природу. Мудрость, как ее понимает Гераклит, не совпадает с многознанием, или эрудицией: "Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея". В принципе мышление -одно для всех людей. . Все желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее, подобно тому, как государство [зиждется] на законе, и даже еще крепче.<Ибо все человеческие законы питаются единым божественным. Ибо последний господствует насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает>. Этот правящий миром закон есть, по Гераклиту, <слово>, или <логос> (^yoq), и люди имеют с ним постоянное общение. Люди, по убеждению Гераклита, в своем большинстве расходятся с законом, или разумом (<логосом>). «Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно каждый имеет свое особое разумение». И Гераклит задается вопросом о том, почему это происходит. Объяснение Гераклита проливает свет на его взгляд относительно чувственного познания. В 107-м фрагменте он говорит: <Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души>. Он говорит, что внешние чувства не дают истинного знания только тем людям, у которых грубые души. У кого души не грубые, у того и внешние чувства способны давать истинное знание. Но чувства, по Гераклиту, не могут дать полного, окончательного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление. Однако мышление Гераклит представлял себе, по всей видимости, как познавательную деятельность, не отдельную от чувств, а завершающую деятельность внешних чувств, способную приводить людей, души которых не грубы, к истинному познанию. Может быть, в этом смысле Гераклит говорит в 112-м фрагменте, что <мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней>. Но хотя большинству людей недоступно истинное познание и хотя большинство не знает правящего миром <логоса>, Гераклит вовсе не считает такое положение вещей неизбежным. В принципе Гераклит полагает способность к познанию истины, общей для всех людей, а человеческий род -причастным к разуму. Всего выразительнее он высказывает это свое убеждение в 116-м фрагменте, где он прямо утверждает, что "всем людям дано познавать самих себя и быть разумными". И, кажется, в этом же смысле он говорит в 115-м фрагменте, что <душе присущ логос, сам себя умножающий> [там же]. Физике огня в психологии Гераклита соответствует учение об огненной <психее>. Души, по мнению Гераклита, рождаются из влаги: “из влаги испаряются .Но оставаться влажными им не подобает.  В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется <сухим блеском> [там же]. И наоборот, наихудшая душа у пьяниц: "Пьяный шатается, и его ведет незрелый юноша. Он не замечает, куда идет, так как душа его влажная".

Идея логоса

Изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос – “слово”, “речь” самой вечной Логос сокрыт от большинства людей.Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но “с чем они в самом деле непрестанном общении… с тем они в разладе” Гераклит, считал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Видимо, это одна из первых формулировок, идеи всеобщего закона, управляющего сущим. принцип, который объединяет любое тело, в том числе и тело человека, и то, что с телом связано, но ему никак не тождественно, то, что античные мыслители назвали душой.Гераклита интересует, что такое человеческая душа, а иными словами, что такое человеческие мысли, страсти, волнения. И кстати, огонь как первоначало для Гераклита приемлем еще и потому, что ему кажется: душу можно уподобить огню. Человеческая душа, полагает Гераклит, это какой-то невидимый динамический огонь. Уподобление души огню толкает Гераклита к одушевлению природы. Он и говорит: “Мы эту душу (т.е. огонь) в вещах не видим”. Но во всех вещах есть огонь, он – всеобщее первоначало, а одновременно и душа мира, душа вещей. В человеческом же теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания и т.д.Когда Гераклит рассуждает о “сухой” и  “увлажненной” душе, то его философские определения перемежаются с нравственно-бытовыми сентенциями. Души, по мнению Гераклита, рождаются из влаги: “из влаги испаряются .Но оставаться влажными им не подобает. “Сухая душа – мудрейшая и наилучшая). А вот всегда влажная душа – это настоящее бедствие, что очевидно в случае такого порока, как пьянство “Когда взрослый муж напьется и пьян, его ведет [домой] безусый малый, а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, то душа его влажна.Душа толкуется Гераклитом как первооснова человеческой жизни и познания. Пусть, например, глаза и уши даны всем зрячим и слышащим, но сколь по-разному они видят и слышат ! “

О космосе повествует главный фрагмент Гераклита ВЗО: "Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Основная идея, содержащаяся во фрагменте, позволившая некоторым исследователям так высоко оценить его "стихийный материализм", состоит в утверждении вечности и несотворимости мира.

Мы должны также обратить внимание на то, что некоторые исследователи (Г. Керк, О. Гигон) переводят kosmos как "порядок". В соответствии с таким переводом получается, что речь во фрагменте идет не о сотворении мира, а об установлении порядка в нем. Аргументированная критика такого понимания "космоса" Гераклита содержится в интересной статье Г. Властоса [1]. По его мнению, речь идет не о природном мире и порядке в нем, а о едином, общем для всех мире, т.е. о мире, в котором живет человек.

У Гераклита наблюдается постоянный, напряженный интерес к окружающим человека и столь привычным вещам и явлениям: он говорит, что искать здесь что-то необычное, загадочное значило бы, согласно мнению большинства людей, убежденных, что день - это одно, а ночь - это другое, что насыщение и голод - это разные вещи и т.д., выставить себя на посмешище. Казалось бы, это обычные и понятные вещи, и стоит ли здесь искать еще какой-то потаенный смысл? Но этот смысл и пытается найти Гераклит. Он хочет найти "скрытую гармонию", которая "лучше явной", намекнуть человеку о подлинном значении окружающих его вещей.

Поэтические и в то же время насыщенные большой смысловой значимостью образы Гераклита ("смыслообразы") указывают как бы на второй план вещей и явлений [2]. Невежественный человек предпочитает его не замечать. Зачем, если, вступая в воду, мы знаем, что вода в реке холодна, a kikeon (священный напиток) приятен на вкус? Но оказывается, что в соприкосновении с этими обычными вещами человек может найти указания, "намеки" на тайну бытия, которую люди ищут где-то в другом месте: например, в священных процессиях "они, запятнанные кровью, жертвоприношениями хотят очиститься, как если бы кто-либо, вступив в грязь, грязью пожелал бы отмыться". То же самое происходит, когда "статуям они молятся, как если бы кто-либо захотел разговаривать с домами". При этом люди не понимают смысла своих действий, "они не знают, каковы боги и герои" (В5)


30.05.2014; 15:47
хиты: 100
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь