пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1. Основные черты раннегреческой «софии». Гомер. Гесиод. Лирика. «Семь мудрецов» 1. Этика Гомера, Гесиода и семи мудрецов

Анализ ранних литературных памятников европейской культуры - поэм

Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Гесиода (конец VIII - качало VII в. до н.

э.), изречений Семи греческих мудрецов (VII - VI вв. до н. э.), которые

отразили разрушение родового строя и становление классовой цивилизации в

Греции, свидетельствует, что именно реальные коллизии социально-нравственного развития, в частности противоречия между благом

целого (племени, народа, сословия, полиса) и благом отдельных личностей,

явились предметом первых этических размышлений. Последовательное

рассмотрение названных источников показывает: этическое мышление

складывается и углубляется по мере того, как формируются абстрактные

моральные нормы, нарастает конфликт между ними и реальным поведением людей.

По мнению ряда исследователей, Гесиода отделяют от Гомера несколько десятилетий, не более ста лет. Однако различия между ними в интересующем нас плане являются поистине эпохальными. В дидактической поэме Гесиода "Труды и дни" нет и следа героической морали. Она носит последовательно назидательный, морализаторский характер, в ней отражена новая социально-нравственная ситуация. Гесиод принадлежит уже эпохе классовой цивилизации. Поэма "Труды и дни" представляет собой назидания младшему брату Гесиода Персею. Как известно, Персей после смерти отца возбудил дело о разделе наследства и, по-видимому подкупив знатных судей, сумел незаконно завладеть большей его частью. Гесиод сохранил лишь незначительное самостоятельное хозяйство.

Справедливость и труд у Гесиода имеют уже нормативный смысл и

определяют рамки должного поведения.

Следует, однако, заметить, что Гесиод выражает точку зрения

собственников. Сам беотийский крестьянин, он говорит от имени мелких

землевладельцев, чье существование зависит от трудолюбия, бережливости, а

также наличия твердой законной власти. Все это способствует сохранению и

умножению собственности, что является, согласно Гесиоду, главной задачей в жизни. Ей должно быть подчинено все: женитьба, число детей, общение с соседями, выбор рабов и слуг, а также товарищей - все должно вести к укреплению собственности. Посягательство на собственность, ее отторжение путем насилия и обмана являются тягчайшим преступлением. Вот почему гнев поэта направлен прежде всего против крупных

собственников, которые путем разрушительных войн, разбоев и обмана

стремятся увеличить свое богатство.

К Семи мудрецам по разным спискам относят 20 человек, но чаще всего Фалеса, Солона, Питтака, Бианта, а также Клеобула, Хилона, Периандра. Все они заняли видное положение в обществе не вследствие благородства происхождения или военных подвигов, а благодаря своему уму. Их особое положение среди современников было основано на ясном осознании целей и последствий проводимых ими реформ.

Они умели заглядывать далеко. Сведения о мудрецах носят смутный

характер, в значительной степени являясь легендой. Современниками нравственные требования, формулируемые мудрецами, рассматривались именно как выражение мудрости, силы разума.

Содержащиеся в памятниках раннегреческой литературы моральные

размышления лишены философского обоснования, они являются обобщением нормативных поисков обыденного морального сознания. Даже у Фалеса, одного из первых философов, моральные сентенции не связаны с его философским принципом. Однако в творчестве Семи мудрецов уже заложена в основных чертах та нормативная модель морального поведения, которая соответствует идеологии эксплуататорского класса и получает в последующей философии систематическое обоснование.

2. Этические воззрения Гомера, Гесиода, семи мудрецов

В поэмах Гомера наблюдается два ряда фактов, которые с точки зрения современного нравственного сознания представляют явный

парадокс. С одной стороны, герои Гомера выражают коллективистское начало, они принадлежат своему народу и борьба за благо народа является реальным смыслом их жизнедеятельности; они нравственны, ибо готовы стоять насмерть в этой борьбе. Отечество, слава воина, благо семьи составляют живую основу их поведения.

Нередко высказывается мнение, что поведение гомеровских героев нельзя считать нравственным. Например, поведение Ахилла, который из-за нанесенного ему оскорбления самоустраняется от битв и "злорадно" желает

ахейцам поражений, более того, через свою божественную мать Фетиду

насылает на них неудачи. Такой подход, на наш взгляд, слишком абстрактен;

сторонники его не учитывают следующих моментов. Во-первых, Ахилл, как

вождь племени, оскорбление своей чести, вполне естественно, рассматривает

как оскорбление чести племени, гнев Ахилла - не мелочный каприз, а, по

представлениям древних, нечто великое, достойное воспевания (вспомним

первую строчку "Илиады": "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса..."). Во-вторых,

Ахилл, как и все эпические герои, не считает, что выполнение общего дела

может быть сопряжено с индивидуальным ущербом, попранием личного

достоинства, т. е. он не приемлет самого разрыва между личным и

коллективным.

В-третьих, Ахилл желает неудач соотечественникам лишь до определенной степени, а именно до такой, чтобы они осознали, что не могут обойтись без него, что нельзя безнаказанно попирать честь героя и воина.

Словом, гнев и мотивированные им действия Ахилла находятся "целиком в русле героической морали". С другой стороны, в "Илиаде" и "Одиссее" мы не находим общеобязательных и безусловных норм поведения, строгого морального кодекса, отчужденных от реальных индивидов заповедей, неуклонное соблюдение которых считалось бы

критерием моральности. Даже любовь к родине, эта действительная основа

поведения героев Гомера, крайне редко выставляется в качестве

сознательного мотива. В современном понимании герои Гомера не обладают

моральным образом мыслей. Можно, например, считать Одиссея лжецом и

обманщиком, ибо вся его история является сплошной цепью хитростей (он

спаивает циклопа Полифема и выкалывает ему единственный глаз; выбирается из пещеры, спрятавшись под брюхом барана; благодаря своей изворотливости он проскакивает мимо сирен, что никому не удавалось, и т. д.). "...Кознодей, на коварные выдумки дерзкий..." - так характеризует Одиссея Афина Паллада. Но его можно назвать и морально безупречным, поскольку все эти хитрости способствовали преодолению трудностей на пути

возвращения на родину. Можно осудить Одиссея как прелюбодея, имея в виду его отношения с волшебницей Киркой и нимфой Калипсо. Но его можно и возвысить как преданного супруга, ибо сквозь все неисчислимые трудности и страдания он пронес чувство любви к Пенелопе. Для Одиссея просто не существует абстрактных правил, которые следует соблюдать во что бы то ни стало, для него существуют только реальные отношения к отчизне, жене, товарищам.

Самым нравственным из всех героев, который с особой любовью показан автором "Илиады", является Гектор, но и он нравствен по-особому: его позиция не является результатом выбора, она отличается

непосредственностью. Гектор в принципе одномерен. Основная нравственная

установка героя - быть защитником своего народа.

Итак, своеобразие моральной ситуации, описанной Гомером, состоит в том, что есть живые моральные индивиды - эпические герои, но нет моральной идеологии. Герои моральны в силу своих реальных общественных связей, без опосредствующей роли этической рефлексии, моральных норм и добродетелей, без какого бы то ни было страха и духовного принуждения. Их поведение предстает как свободное развертывание физических сил и естественно сложившихся человеческих обязанностей, настроений, симпатий и антипатий.

Объяснение этого феномена состоит в том, что индивид не противостоит коллективу, племени. В доклассовом обществе, последнюю стадию которого изображает Гомер, превалирует единство интересов кровнородственного коллектива, а примат общего над личным реализуется в сознательно волевых действиях развитых индивидуальностей, прежде всего представителей родовой знати. Как пишет А. Ф. Лосев, "личность здесь становится героем, который беззаветно предан своему народу и является его постоянным защитником и организатором".

У Гомера нет рассуждений о смысле жизни. Однако смысл действий Ахилла он раскрывает самым лучшим образом. Ахилл перед боем получает щит, изготовленный богами (Гефестом по просьбе Фетиды). Он круглый, на нем изображены Земля и небесные светила, два города - один в военное, другой в мирное время, пахотное поле, жатва, виноградник, воловье стадо, овечье стадо, танцы и игры, окаймляет все это океан. Тщательно описанный Гомером щит воспроизводит гармонию человеческой жизни во всех ее проявлениях. Ахилл идет на бой вдохновленный богами и ради того, что изображено на щите. Все его поступки совершаются во имя жизни и суть выражение ее полноты.


30.05.2014; 13:42
хиты: 130
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь