пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Три периода проповеди Буддизма.Основное доктринально-философское содержание.

Вскоре после обретения просветления под деревом бодхи в проповеди, произнесённой в Варанаси, Будда впервые поделился плодами своей реализации. Эта проповедь называется «первым поворотом колеса Дхармы». Слово «Дхарма» здесь относится к самим учениям Будды. Именно в этой проповеди Будда изложил Четыре благородные истины, ставшие основой всего его учения.

Эти четыре истины таковы: Истина о страдании, Истина об источнике страдания, Истина о возможности прекращения страдания и Истина о пути, который ведёт к этому прекращению. По сути, Четыре благородные истины говорят о том, что мы все естественно желаем счастья и не желаем страданий, и что страдание, которого мы желаем избежать, возникает в результате ряда причин и условий, последовательности, которая началась ещё до нашего рождения. Исполнившись решимости обрести свободу от страдания, мы должны ясно понимать причины и условия, которые приводят к его возникновению, и постараться их устранить. Кроме того, нам следует также ясно понимать причины и условия, которые приводят к счастью, и активно их практиковать. Такова суть Четырёх благородных истин.

Изложив Четыре благородные истины как основу достижения освобождения, Будда затем подробно разъяснил тридцать семь факторов пути к просветлению. Перечисление этих факторов показывает, как следует применять принципы Четырёх благородных истин в повседневной духовной жизни практикующего. К ним прилагается два первичных компонента: однонаправленность ума, или «безмятежное пребывание» (шаматха), и «глубокое постижение» (випашьяна). Рассмотрев тридцать семь факторов пути к просветлению с точки зрения этих двух способностей, мы найдём аспекты, относящиеся к каждой из них.

Первые четыре из тридцати семи факторов – это четыре утверждения в памятовании:

1. Утверждение в памятовании тела;

2. Утверждение в памятовании чувств;

3. Утверждение в памятовании ума;

4. Утверждение в памятовании явлений-феноменов (дхарм).

По мере углубления практики этих четырёх видов памятования, человек развивает всё большее усердие в положительной, или «благотворной», деятельности. Так мы переходим ко второму перечню, а именно, к четырём правильным усилиям:

5. Усилие в отказе от негативных поступков в настоящем;

6. Усилие в предотвращении негативных поступков в будущем;

7. Усилие в укреплении уже имеющихся положительных качеств и прошлых добродетельных поступков;

8. Усилие в закладке фундамента будущих добродетельных поступков.

После того, как духовный ученик заложил твёрдое основание памятования и нравственного поведения, он сможет в ещё большей степени развить однонаправленность ума и приступить к практике медитации, которая невозможна при меньшей способности к сосредоточению. Поскольку эта деятельность требует хорошо развитого и необычно сфокусированного ума, соответствующие факторы называются «сверхъестественными». Итак, четыре сверхъестественные опоры:

9. Сверхъестественная опора устремления;

10. Сверхъестественная опора радостного усилия;

11. Сверхъестественная опора концентрации;

12. Сверхъестественная опора исследования.

Все первые двенадцать факторов относятся к методам, которые служат для усиления способности практикующего сохранять однонаправленное сосредоточение на избранном объекте медитации. Это, в свою очередь, ведёт к укреплению всех прочих духовных способностей человека. Таким образом, далее следуют пять способностей:

13. Способность веры;

14. Способность усердия;

15. Способность памятования;

16. Способность медитативного погружения;

17. Способность мудрости, или проникновения в суть.

Когда эти пять способностей разовьются, то они станут пятью силами:

18. Сила веры;

19. Сила усердия;

20. Сила памятования;

21. Сила медитативного погружения;

22. Сила мудрости, или проникновения.

Когда индивидуум развивает эти силы, он естественно сможет следовать сердцевине буддийского учения, благородному восьмеричному пути, то есть практиковать:

23. Правильное воззрение;

24. Правильное мышление;

25. Правильную речь;

26. Правильное действие;

27. Правильный образ жизни;

28. Правильное усилие;

29. Правильное памятование;

30. Правильное сосредоточение.

Последние семь факторов в этом перечне известны как семь ветвей, или факторов просветления:

31. Фактор просветления, состоящий в правильном памятовании;

32. Фактор просветления, состоящий в правильном различении;

33. Фактор просветления, состоящий в правильном усилии;

34. Фактор просветления, состоящий в правильной радостности;

35. Фактор просветления, состоящий в правильной удовлетворённости;

36. Фактор просветления, состоящий в правильной концентрации;

37. Фактор просветления, состоящий в правильной равностности.

Эти тридцать семь аспектов пути к просветлению вместе образуют сердцевину практического применения учений Будды о четырёх благородных истинах, а потому в первую очередь относятся к палийской традиции буддизма. Этот слой учения, который можно назвать самой основой буддизма, составляетПервый поворот колеса Дхармы.

 

Поворот "колеса Дхармы" означает, что Будда учил не только тех, кто мог встретиться с ним лично, но и то, что эти учения остаются актуальными все время.

Вблизи Варанаси(Бенарес), в оленьем парке Сарнатх, в Индии, Будда учил первому повороту колеса Дхармы. До того, как Будда сделал первый поворот колеса Дхармы, люди ничего не знали об освобождающих учениях; они даже не слышали о них раньше. Поэтому, вначале Будда объяснил как работать с позитивными действиями, как преодолевать негативные, он объяснил 4 Благородные Истины и т.п. В основном, он учил о карме, о связи между причиной и следствием, и как они работают.

Большинство людей имеют очень сильную привязанность к самсаре-циклу существования или к этому миру. Таким образом, необходимо показать, что все переживания в этом мире характеризуются страданием. Поэтому Будда дал эти учения вначале. Посредством этих учений можно очистить свою негативную карму и достичь пол Архатов - спокойного состояния ума.

Архат означает "разрушитель врагов", того, кто победил врагов в своем собственном уме, т.е. разрушительные эмоции.

Второй поворот колеса Дхармы произошел в Раджгире, где Будда в основном учил Праджняпарамите. Махаяна характеризуется великим состраданием и пониманием пустотности, того, что наш ум подобеЕ- пространству. Благодаря этому, каждый способен работать для блага других. Посредством Хинаяны человек может очистить большинство затемнений и достичь состояния покоя, но в этом случае он заботится о собственном благе. Очень трудно изменить способ мышления, т.е. вначале думать о других, а потом Но, по крайней мере, будучи Архатом, человек избавился от большинства затемнений. На у ровне бодхисаттвы он выполняет освобождающие действия (санскр. парамиты), развивается дальше и, наконец, на восьмом уровне (бхуми) бодхисаттвы получает пророчество о землях Будды.

Третий поворот колеса Дхармы произошел в различных местах. Но наиболее часто упоминаются Вайшали и Шравасти. Другие места неизвестны, потому что Будда учил секретной Мантраяне только наиболее продвинутых учеников, и только тем было позволено слушать эти учения, кто имел огромное доверие к Будде и к природе собственного ума. Будда всегда давал учения в соответствии со способностями учеников, и во время первого и второго поворота колеса Дхармы давались только предварительные или относительные истины. В третий поворот Дхармы он учил окончательной или абсолютной истине, главным образом объясняя Будда-природу, которая присутствует во всех чувствующих существах и наполнена всеми совершенными качествами просветления. Эти учения доступны нам путем распознавания будда-качеств в нас самих, чтобы достичь просветления в очень короткое время, даже в течение одной жизни.

В заключение рассмотрим следующее:

Во время первого поворота колеса Дхармы Будда учил как накапливать заслугу и избавляться от негативностей для того, чтобы достичь освобождения.

В этом контексте он говорил о существовании так, как если карма должна существовать. Если кто-либо выполняет определенный тип действия, соответственно, он получает соответствующий результат.

При втором повороте, он объяснял пустотность всех феноменов, для того чтобы существа преодолели цепляние к самсаре. Здесь он говорил о не существовании, что все феномены взаимосвязанны и в т . же время пусты по своей природе.

Для того, чтобы избежать впадание в крайности существования или не существования он повернул колесо Дхармы третий раз. Здесь он объяснил абсолютную истину, свободную от всех крайностей, изначальную мудрость, стоящую по ту сторону концепций.

 

 


10.06.2015; 21:10
хиты: 91
рейтинг:0
Гуманитарные науки
религиоведение
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь