В начале Будда Шакьямуни находился в Небе Тушита, где выполнял свою безмерную активность. Там он давал учения небожителям. Благодаря своей мудрости, он увидел нечистую сферу человеческих существ и, оставив в Небе Тушита своего представителя Майтрейю, решил спуститься в сферу людей. Таким же образом, будущий Будда оставит представителя и переродится в сфере людей.
1.Схождение с Небес Тушита.
Первое, что он сделал, это спустился с Неба Тушита в форме белого слона с шестью бивнями.
2.Вхождение в материнское лоно.
Он вошел в лоно своей матери Майядеви, королевы клана Шакья.
3.Рождение.
Он родился из правого бока своей матери в Люмбини. Другие учения говорят, что в то время, когда он вошел в лоно своей матери, он появился в других сферах и давал учения Дхармы там.
Сразу после рождения в Люмбини Будда сделал семь шагов в восточном направлении и, при каждом его шаге под ногами расцветал лотос и он говорил стих учения.
4.Обучение.
Он был очень искусным во всех ремеслах и искусствах, в стрельбе из лука и т.д.
5.Полная наслаждения жизнь во дворце.
Он был женат на Йосадхаре и жил как обычный принц в то время.
6.Отречение.
Однажды Будда покинул дворец и столкнулся с болезнью, старостью и смертью. После того, как его сопровождающий подтвердил, что это происходит со всеми существами, он развил великое отречение.
В результате он отказался от своей обычной жизни. Когда дворец заснул, он ушел украдкой. Его сопровождал только один слуга, и когда они отошли на достаточное расстояние, Будда послал слугу обратно вместе со своей лошадью.
7.Асктетические практики.
Он обрезал волосы и вел аскетический образ жизни шесть лет на отмели реки Неранжана возле Бодхигайи.
8.Переход в Бодхигайя.
Позже, он пришел в Бодхигайя, где достиг просветления, как это делали все Будды этого эона.
9.Уничтожение всех негативных энергий (санскр. мары).
Вечером перед просветлением, Мара послал всех виды гневных манифестаций в качестве прекрасных женщин, демонстрирующих свои прелести. Но Будда сидел в глубоком состоянии самадхи, непоколеби мо спокойный, благодаря своему великому состраданию.
10.Просветление.
Силой своей ваджра-подобной концентрации на рассвете дня полной луны в Мае, Будда проявил полное просветление. После достижения поля Будды, он не давал учения в течение семи недель, даже если кто-либо достигал земли Будды для помощи всем чувствующим существам. Существуют обычные и необычные объяснения этого.
Обычное состоит в том, что в то время не было существ, имеющих хорошую карму, чтобы получать учения от Будды.
Необычное констатирует, что в это время Будда давал тантрические учения, секретные учения, например, Хеваджра-тантру. По истечении семи недель Брама подарил Будде прекрасную раковину, закручивающуюся вправо. В этом мире не было подобной этой. Индра дал ему колесо Дхармы с тысячью спицами.
11. Поворот колеса Дхармы.
После первых семи недель после просветления, Будда пришел в Олений парк возле Варанаси. Там он совершил первый поворот колеса Дхармы - Четыре Благородные Истины - в основном для богов и животных таких как газели, олени и т.п. и для пяти человек, прежних товарищей по аскетической практике. Второй поворот колеса Дхармы произошел в Раджагире, где Будда дал учение Праджняпарамиты, и третий, в котором он объяснил, что Будда-природа присутствует в различных местах. Все три поворота колеса считаются одним поступком.
12. Вхождение в Паранирвану.
В возрасте 84 лет, в Кушинагаре, Будда ушел в Паранирвану. Он ушел по ту сторону противоположностей цикла существования (самсары) и освобождения Архатов (Нирвана). Таковы 12 поступков Будды. Он с овершил их для создания связи с человеческой сферой. Он показал человеческим существам путь, посредством которого он могут освободиться от мира условного существования.