пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

37. Феноменологическая онтология Сартра

  “БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии” (L'être et le néant. P., 1934)—первая и одна изглавных работ Ж.-П. Сартра.

    Вслед за М. Хайдеггером, который в работе “Бытие и время” (1927) сделал попытку превратитьфеноменологическую концепцию своего учителя Э. Гуссерля из методологической программы вонтологическую конструкцию, в книге “Бытие и ничто” Сартр представил основные принципы и понятия такогоучения о бытии, которое, будучи онтологией, вместе с тем не было бы вариантом традиционной философской“метафизики”. Поэтому он отказывается от традиционной трактовки понятия бытия как такой реальности,которая существует вне и независимо от сознания и начинает с постановки вопроса о бытии. Такое началоозначает конституирование бытия в качестве предмета, существующего для человека как существа,способного задавать вопросы. Это значит, что “основным вопросом” онтологии как учения о предметном миреявляется вопрос о смысле бытия: контуры бытия как предметной сферы человека определены интересомчеловека, и бытие тем самьм коррелятивно человеку, который оказывается и субъектом, и центромсобственного предметного мира. Тема “допредметиого” (или “”сверхпредметного”) оказывается исключеннойиз рассмотрения, “вынесенной за скобки” феноменологической онтологии. Соответственно оказываютсяпересмотренными все понятия онтологии: так, “в-себе-бытие” (т. е. бытие, существующее независимо отсубъекта, подобно кантовской “вещи-в-себе”) превращается в онтологии Сартра в сферу безразличного длячеловека, тождественную “Ничто” (поскольку отсутствует интерес, то нет интенциональных актов,конституирующих отличные друг от друга предметы). Человек, который ничем не интересуется, тем самымлишен и предметного мира. Впрочем, субъектом он все-таки остается, поскольку оказывается окруженным“Ничто”. Тождественное этому “Ничто” “в-себе-бытие” — остаточное образование, коррелятивное сознаниютакого человека, который испытывает по отношению ко всему лишь скуку или отвращение.

    “Для-себя-бытие” — это бытие человека, которое определено его сознанием. В противоположность“плотному” “всебе-бытию” “для-себя-бытие” обладает различиями, поскольку изначальный акт рефлексии естьотношение к себе как предмету: поэтому сознание есть сразу и “в-себе”, “дяя-себя” (т. е. и “я сам”, и “иное”).Этот изначальный рефлексивный акт есть акт отрицания: предметный мир есть “не-Я”, и наоборот.Рефлексивное отношение открывает возможность последовательных деконструкций бытия, и весьдальнейший процесс конституирования предметности развивается как последовательность негоции,отрицаний (поскольку любое определение есть отрицание, огличение от Иного). Способность “обращать вничто” — это принципиальное свойство сознания (специфика бытия человека как “для-себя-бытия”), и человек—единственное существо, способное к этому: с ним “Ничто” “приходит в мир”. И это “Ничто” есть “егособственное Ничто”— поскольку весь предметный мир коррелятивен сознанию, конституирующему егопосредством собственных интенциональных актов. Теме “Ничто” и анализу механизмов негоции посвященапервая часть книги Сартра (“Проблема Ничто”).

    Анализ негоции оказывается вместе с тем определением человеческой экзистенции, поскольку она несет всебе собственное отрицание. Представление экзистенции Сартр дает во 2-й части книги. “Механизмом” этого(рефлексивного) способа человеческого бытия является проект, посредством которого человек отрицаетсамого себя как настоящее и оказывается обращенным в будущее. Благодаря такой способности человекоказывается “времяобразующим” существом—в нем, в его специфическом способе бытия объединеныпрошлое, настоящее и будущее.

    3-я часть книги посвящена анализу “бытия-для-другого” как важнейшему аспекту “онтологиисубъективности”. В 1й главе обсуждается тема “существования другого” под углом зрения феноменологии, т.е. в плане тех перемен в обсуждении проблемы интерсубъективности, которые произошли в послегегелевскойзападной философии. Сартр сопоставляет свою позицию с позициями Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера, уделяяособое внимание онтологической характеристике “взгляда” (поскольку именно “взгляд” Другого открывает“мне” его существование “как Другого”). 2-я глава посвящена анализу собственной телесности человека каконтологической характеристики. В 3-й главе рассмотрены “конкретные отношения с Другим”: “любовь”, “язык”, “мазохизм”, “безразличие”, “желание”, “ненависть”, “садизм”, “совместное бытие” и существование в качестве“мы”.

    4-й раздел книги—“Иметь, быть и действовать”. Здесь в центре внимания Сартра тема свободы: онапредстает как первейшее условие человеческой активности. Специфика человеческой активности состоит втом, что в жизненных ситуациях человек осуществляет свободный выбор собственной позиции (своего “Я”),потому свобода оказывается неразрывно связанной с ответственностью. Здесь же предложен своеобразныйвариант “экзистенциального психоанализа”, где рассмотрена связь между “делать” и “быть”.

    В кратком заключении представлена оппозиция двух онтологических установок—традиционной метафизикии “онтологии субъективности”, а также следующие из принятия 2-й установки “моральные перспективы”.

    Содержание этой книги, написанной в форме традиционного философского трактата (структура котороговыглядит как нарочитое подражание Гегелю) в более популярной форме представлено в многочисленныхфилософских эссе Сартра и его литературных произведениях. Так, теме бытия и экзистенции посвящен егороман


19.12.2014; 18:59
хиты: 151
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь