Понятие «маньеризм» вызывает постоянные споры среди искусствоведов: одни считают его самостоятельным стилем, другие - одним из вариантов перехода между ренессансом и барокко. В изобразительном искусстве маньеризм проявился в увлечении чувственностью, пышными формами и театральными позами (именно отсюда происходит понятие «манерность»). В литературе этот стиль проявил себя вычурностью слога и пафосными сюжетами.
Для архитектуры маньеризма характерно усиление роли внешнего декора, пластическое насыщение фасадов и появление «первой ласточки барокко» - вычурных спиралей-волют. В то же время, архитектурный облик здания остается типично ренессансным, поэтому говорить о специфической «архитектуре маньеризма» далеко не всегда возможно.
Костел бенедиктинок (г. Львов), 1590 г.
Костел монастыря бенедиктинок во Львове был построен по проекту Павла Римлянина. Архитектурный облик здания отличается некоторым консерватизмом: в монашеской среде каноны ренессанса приживались с трудом, к тому же монастырь располагался на окраине города и должен был в случае опасности служить маленькой крепостью. В результате костел приобрел черты оборонной постройки.
Старосельский замок (п. Старое Село, Львовская обл.), 1584-1589 гг.
Этот величественный замок - один из немногих памятников ренессансной фортификации, имеющих богатое скульптурно-рельефное оформление. Он был построен в 16 в. и реконструирован по инициативе своего владельца, Владислава Заславского, в 1654-1658 гг.
Бернардинский костел (г. Львов), 1600-1630 гг.
Этот монументальный храм сочетает в себе черты итальянского ренессанса, маньеризма и барокко: в ходе длительного строительства зодчие вносили в постройку коррективы, соответствующие изменчивой моде. Автором первоначального проекта был монах Бернард Авелидес. Строительство начали в 1600 г. знаменитые мастера П. Римлянин и А. Прихильный, а в 1630 г. постройку завершил, уже в формах маньеризма, А. Бемер из Вроцлава.