Индийская философская мысль – древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед
(буквально "ведение", "знание") , возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.
Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит) , песнопений, магических
заклинаний, молитв и т.п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы
(или Атхарвангирасы) . Каждый из этих сборников со временем обрастал
различными комментариям и дополнениями ритуального, магического, философского порядка - Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже
в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них - Ригведе. Главное
содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений, заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским поэтам и мудрецам - риши) обращенных к
многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего
индийца прежде всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем, в Ригведе
находит свое отражение неудовлетворенность наивно-мифологическим истолковнием
действительности, уже высказываются первые, еще робкие сомнения в существовании
ведических богов, подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители
Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении
мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий и т.п.