Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим
мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не
очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира.
Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении
человека к миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел
научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно
самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.
Структура философского знания.
С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное
ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно
назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в ее
традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда
называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим
ее разделам, о которых речь пойдет ниже.
О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее
распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из
трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии
(теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного — в марксистском понимании метафизика
(как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению
об универсальности процессов развития).