пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет№2

  1. Основные теории происхождения государства;

Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Государство и право как социально-полити­ческие явления возникли в процессе расслоения общества на раз­личные по отношению к производству, результатам труда и уп­равлению социальные слои, классы.

Факторы возникновения гос-ва:  1) природный 2)экономический; 3)общественный.

Теологическая теория (Фома Аквинский, имела распространение в средние века) связывает происхождение государства и права с божественной волей. Отражала теократические черты первичных государственных образований (узаконивание культовых обрядов, признание роли жрецов, компромисс религиозной и светской властей и др.). Творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государ­ства невозможно. Эта теория не отвергла необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка

Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский, Др.Греция, рабовлад. Рим среднев абсолютизм, дошла до наших дней) рассматривала государство как результат разросшейся семьи. Правитель выступал в качестве отца, а подданные - его дети. Аристотель считал, что гос-во - естественная форма человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобны­ми невозможно; что люди как существа общественные, стремятся к объединению и образованию патриархальной семьи, а увеличение числа таких семей приводит к образованию государства

Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза). В Древней Греции считали, что государство зародилось в результате договорного объединения людей в целях обеспечения справедливости. Важное достоинство этой теории - признание за людьми естественных, неотъемлемых, данных природой или Богом прав. Гоббс – состояние «войны всех против всех». Затем ради мира заключается общественный договор м/у каждым членом общества и создаваемым гос-вом. По договору: люди передают часть своих естественных праве государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по смыслу Руссо, - основа законной власти. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчиты­ваться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория насилия (завоевания) возникла в конце XIX- начале XX вв. (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг – опирались на исторические факты – возникновения  германских и венгерских гос-в).Мать гос-ва – война и завоевание. государство возникает в результате завоевания одним народом других, после чего требуется создать особый аппарат для поддержания угнетенных в подчинении. Этим аппаратом и является государство.

Ирригациональная теория (Виттфогель «гидравлическая» цивилизация)связывает возникновение государства с необходимостью строительства гигантских по тем временам ирригациональных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников- управленцев, различных бюрократических формирований обслуживающих жизненно важные объекты хозяйствования, зло­употребляющих своим положением и порабощающие общество.

Органическая теория (Г. Спенсер, Р. Вормс) объясняет происхождение государства как результат естественного развития, т.е. государство, как и сами люди – творение сил природы.

Марксистская теория (Ф. Энгельс) основана на материалистическом подходе. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. В. И. Ленин в лекции «О государстве» характеризовал его как аппарат для систематического применения насилия, как машину для поддержания господства одного класса над другим. Суть теории выражена в формуле «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».

Учение о государстве Гегеля. (Своеобразная теория, Г. В. Гегель) он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

Государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Оно есть высшая форма реализации нравственности. Оно не подчиняется чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

  1. Право в системе социального регулирования;

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов соц норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики.

  Право и мораль. Обладают общими чертами, которые присущи всем соц нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и хар-ру соц организации и т.д. Но по названным критериям они и принципиально различаются:

                                                        ПРАВО                                                  МОРАЛЬ

Способ формирования     закрепляется (издается) гос-вом      возникает стихийно

Форма существования      в письменных источниках                  в сознании людей

Способ обеспечения          государством                                силой общественного сознания

Хар-р регулятивного       через механизм регулиров-я          непоср-но через сознание

воздействия

Сфера действия                  отношения, подконтрольные       отношения, неподконтрольные

                                            государству                                    государству

Правовые нормы возникают в процессе юр  и зак-ной практики. Так они являются институциональными, т.е. четко отделены от правосознания и дейсвуют в рамках соц институтов.  Мораль же формируется в духовной сфере жизни общества, не институцианализирована, т.е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве и др.

  Пр нормы закреплены в строго определенных документальных формах. Формируют их органы правосудия, закон-ые органы, субъекты договорных отношений. Моральные же нормы закреплены в общественном сознании (массовом) и существуют в виде принципов, понятий, идей. Т.е. нет особых требований к их форме.

  Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юр права и обязанности субъектов. А моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, установок. Т.о. регулятивное воздействие моральных норм не имеет (в отл от пр норм) заранее установленных способов поведенческой реализации.

  Специфику способов и методов обеспечения юр норм традиционно усматривают в их связи с гос принуждением, функционированием особых институтов гос-ва и общества. Мораль не имеет подобных спец механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей и др.

  Взаимодействие права и морали сложно. В современном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство), которые закреплены как нравственные принципы, представлены в м/н и нац-х юр актах как права чел-ка => данные ценности являются  конституирующими и для моральной и для правовой системы.

  Более сложной является коллизия правовых и моральных норма в обществах, находящихся в состоянии повышенной соц динамики, переживающих разные реформы. И тут неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы. Но переход к новой морали осуществляется медленнее, чем модернизация пр институтов и юр структур, т.е. между нормами морали и права возникает «рассинхронизация», что порождает коллизии (напр коллизия – ситуация  с частной собственностью в России, формирование этого института и все что с ним связано не принимается определенными слоями общества, воспитанных на ценностях коллективистской морали, они продолжают ею руководствоваться).

  Регулятивное взаимодействие права и морали отражено в юр текстах. Так в НА используют оценочные понятия нравст хар-ра (недостойное поведение, честь, цинизм) => 1 моральные нормы могут выполнять функции оснований юр оценки, 2. нарушение моральных принципов является иногда достаточным для наступления прав последствий (санкций).

  Право и обычаи. Обычаи – общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. В основе обычаев – образцы конкретного поведения, практической деятельности =>трудноотделимы от поведения и деятельности.

  Обычай можно считать сформировавшимся в соц норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу, это становится привычкой, поведенческой традицией, т.е. нормой поведения.

Содержание обычая - это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

 А  существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

 Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. Раньше обычаям придавали общеобязательное значение.  Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.

 Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как "отношение" юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое "отношение" сводится к трем основным вариантам.

 1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

 2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

 3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

 От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

 При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

 Право и корпоративные нормы. Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий, клубов разного рода и т.п.).

 По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением.

 Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования).

Важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы.

 Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

  Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами - необходимое условие его эффективности.

Право и религия. Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй", и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат - это исламское (мусульманское) право; адат - система обычаев и традиций.

В средствах массовой информации обращается внимание на то, что, как только граждане РФ начали проявлять массовый интерес к религии, в страну хлынул поток всевозможных миссионеров с настойчивым намерением втянуть в орбиту своих вероучений как можно больше людей. Открывают у нас свои представительства, центры, резиденции. Известно, что на протяжении десятков лет религиозные устремления советских граждан всячески глушились, подавлялись, но потом вдруг все сразу было разрешено. В результате возник процесс, который фактически стал неуправляемым и не отвечающим общественному благу. Из одной крайности ударились в другую.

Правовые и политические нормы. Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

Политические нормы - это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Водораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в деятельности как законодательной, так и исполнительной власти. Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только экономическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

  1. Формы (источники) права, понятие, основания классификации и виды;

ИСТОЧНИК ПРАВА – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами гос-ва в целях регламентации общественного порядка.

Понятие «источник права» употребляется в 3-х значениях:

в материальном смысле – общественные отношения;

в идеологическом смысле – правосознание;

в формально-юридич. смысле – форма права.

 

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

ВИДЫ:

1. правовой обычай – исторически сложившееся привычное правило поведения, санкционированное гос-м. Признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. Сейчас встречается способ санкционирования государством обычаев – отсылка к ним в тексте законов.

2. юридич. прецедент – заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение.  Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов

3. правовая доктрина - придание некоторым положениям научных работ в области юриспруденции общеобязательного значения.

4. нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

В отличие от др.правовых актов нормативный акт создает новые правовые нормы.

НА – доминирующий источник права во всех правовых системах мира.

Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

 

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

 


25.05.2014; 22:33
хиты: 196
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь