пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопросы на экзамен по ИГПЗС (II)

Ответы делала Хами Чан :DDD Спасибо что не прошли мимо и воспользовались шпорами. =) Удачи на экзамене

 

1. Высшие органы власти Киевской Руси.

2. Административно-финансовая реформа Х в.

3. Источники холопства в Киевской Руси.

4. Редакции Русской Правды.

5. Договоры Руси с Византией.

6. Религиозная реформа Владимира Святослава.

7. Правовое положение населения в Киевской Руси.

8. Преступление и наказание по Русской Правде: понятие, виды.

9. Процесс по Русской Правде: форма, суд. показания.

10. Норманнская теория происхождение государственности у восточных славян.

11. Феодальная раздробленность Киевской Руси.

12. Характер государственного строя в Галицко-Волынском княжестве.

13. Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.

14. Высшие органы власти и управления новгородскими феодальной республики.

15. Новгородская и Псковская феодальные республики: обще-государственная характеристика.

16. Новгородская и Псковская судные грамоты: обще-правовая характеристика.

17. Преступление и наказание по Псковской судной грамоте.

18. Процесс по Псковской судной грамоте

19. Правовое положение населения Новгородской республики.

20. Формирование самодержавной власти в Московской государстве.

21. Правовое положение населения в Московском государстве в XV в.

22. Судебники 1497 и 1550 годов, общая характеристика.

23. Юрьев день. Заповедные урочные лета.

24. Преступление и наказание по Судебнику 1497 и 1550 годов: понятие, виды.

25. Зарождение инквизиционного процесса.

26. Сословно-представительная монархия в Московском государстве.

27. Характеристика государственного строя Московского государства во второй пол. XVI в.

28. Земские Соборы: состав, компетенция.

29. Стоглав 1551 года.

30. Соборного Уложения 1549: история принятия, источники.

31. Правов. полож. насел. за Соборным Уложением.

32. Закрепощение крест-ва за Соборным Уложением.

33. Понятие и виды прест. по Соборного Уложения.

34. Понятие, цель и виды наказаний за Соборным Уложением.

35. Формы суд. процесса по Соборным Уложением.

36. Формирование абсолютной монархии в России, ее особенности.

37. Кодификационные работы в начале XVIII в.

38. Формы правовых актов XVIII в.

39. Понятие и виды прест. завоинским Уставом1716 г.

40. Понятие, цели и виды наказаний за воинским Уставом 1716 года.

41. Реформа центрального управления при Петре I.

42. Правовое полож. насел. в первой четверти XVIII в.

43. Церковная реформа Петра I.

44. Указ о единонаследии 1714 г.

45. Опричнина, ее правовая суть и историч. значение.

46. Просвещенный абсолютизм в России.

47. Кодификация права Екатерины II.

48. Жалованная грамота росс-му дворянству 1785 г.

49. Жалованная грамота городам 1785 года.

50. Учреждение о губерниях 1775 года.

51. Реформирования высших органов власти и управления при Александре I.

52. Попытки ликвидации крепостного права в первой половины XIX в.

53. Кодификация права М. Сперанского.

54. Основные черты гражданского права по Своду законов Российской империи.

55. Преступление и наказание за Уложением о наказаниях, исправительные и уголовные 1845 года.

56. Политическая полиция Российской империи.

57. Реформы Александра I, их юридическая сущность и историческая значение.

58. Юр. содержание селянской реформы 1861 года.

59. Судебная система по судебной реформе 1864 года.

60. Буржуазно-демократические принципы судоустройства и судопроизводства по судебной реформе 1864 года.

61. Земская реформа 1864 года.

62. Городская реформа 1879 года.

63. Уголовное Уложение 1903 года.

64. Манифест от 17 октября 1905 года: юридическое содержание, историческая значение.

65. Основные школы Российской империи от 23 апреля 1906 года.

66. Реформы П. Столыпина: юридическое содержание, историческое значение.

67. Система Органа власти после Февральской буржуазно-демократической революции в России.

68. Октябрьская революция. Первые декреты советской власти.

69. Формирование советской судебной системы в 1917-1919 годах.

70. Декларация прав народов России.

71. Декларация прав трудового и эксплуатируемого народа.

72. Образование ВПК, рабоче-крестьянской милиции, их компетенция.

73. Политика "военного коммунизма", ее суть.

74. Первые советские кодексы (1917-1919 гг).

75. Созд. советской рабоче-крестьянской милиции.

76. Создание советской адвокатуры и прокуратуры.

77. Конституция РСФСР 1918 года.

78. Судебная реформа 1922 года.

79. Кодификация права 1922-1927 годов.

80. Гражданский РСФСР кодекс 1922 года.

81. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.

82. Кодекс зак. о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.

83. Образование СССР: юр. содержание, значение.

84. Конституция СССР 1924 года.

85. НЭП: юридическое содержание, значение.

86. Общая характеристика конституционного строительства в СССР.

87. Формир. тоталитарной государственности в СССР.

88. Коллективизация в СССР.

89. Закон вол августа 1932 об охране социалистической собственности.

90. Территориальные изменения СССР в предвоенные годы.

91. Конституция СССР 1936 года.

92. Перестройка государственного аппарата СССР в годы Великой Отечественной войны.

93. Изменения в правовой системе в годы Великой Отечественной войны.

94. Изменения в уголовном праве в годы Великой Отечественной войны.

95. Изменения в трудовом праве в годы Великой Отечественной войны.

96. Кодификация права в СССР в 60-е, 70-е гг.

97. Изменения в политической системе СССР в годы "перестройки".

98. Конституция СССР 1977 года.

99. Распад СССР: причины, юридические последствия.

 

 

{1}

Были такие орг. КР:

1.Высший орган вл. КР был Вел. Киевский Князь.
2. Удельные князья.
3. Был на равне с князем представительный орган т.е. Вече (всенародное)
4. Совещательный орган совета старейшин.
5. Волостели, наместники и посадники. Князь не мог следить ща каждой админ. единицы и поэтому он назначал от своего имени представителей, кот. осущ. суд и расправу в городах.

Князь имел военную дружину, но кроме него военную дружину имели крупные феодалы, вооруж. силы КР складывались из дружины вел. князя и нар. ополчения.

Вече – это было всенар. собрание. Оно обладало силой высшие орг. вл и рассм. важнейшие гос. вопросы - вопрос войны и мира, избрание или свержения князя, общегос. и местного хар-ра.

Вече обладало высшими суд. полномочиями. Между князем и вечем составлялся дог-р «Ряд» и он был направлен на то что этим договором осущ. избрание князя. А свержение осущ. дог. «Выряда». Вече могло не только изгнать князя, но и убить его или посадить в тюрьму. Вече было не ограничено во времени и решение на вече приним. единогласно (на некот. вече кидались шапки)

 

  1.  

{2}

В 882 г., переодевшись в купеческие одежды, дружина князя Олега появилась в Киеве. Они предательски убивают князя Аскольда. => в 882 г. Произошла смена династий. Большое значение для укрепления КР играет админ.-финансовая реформа Княгини Ольги. Этой реформой она наказала древлян за убийство ее мужа. Создала примитивную фин. сиситему. Созданы места сбора дани-погосты. Ольга установила размер налогов и строки сборов налогов.
Впервые государство получило определенное административно-территориальное устройство и примитивную финансовую систему.

Суть проводимых княгиней Ольгой реформ была поистине революционной и в корне отличалась от деятельности проводимой ее мужем князем Игорем. При жизни князь Игорь проводил довольно бессистемную и часто откровенно грабительскую систему взимания дани.

 

Назначенные им дружинники, в любое время могли въехать в населенный пункт и взять там все, что только пожелают. В результате таких набегов, происходивших на собственной земле, крестьяне с трудом могли поднять свое хозяйство и доходы в княжескую казну поступали сравнительно небольшие. Княгиня Ольга изменила этот порядок вещей, установив так называемый «урок». По уроку, подданные княгини Ольги обязаны были в определенный срок, заплатить строго фиксированный размер дани (урока). Если перевести это новшество на современный язык, то 13% процентный гос. налог, это выдумка не наших современных политиков, а финансовое изобретение княгини Ольги, которое произошло в 946 году.

 

 Реформаторская деятельность княгини Ольги на этом не закончились. Она понимая, что взимание дани (уроков) вряд ли будет встречена народом ликованием, тем более в отдаленных уголках княжества и предполагая, что собранная дань может и не доехать до козны, создала административные границы своего государства. В каждом таком административном округе, княгиня Ольга велела построить погосты и становища откуда собиралась дань. Смысл этих построек заключался в том, что Ольга, разделив княжество на административные составляющие, в каждой его части построила небольшие крепости, способные дать отпор любому недовольному указам княгини. Таким образом, власть Ольги стала действительно реальной, и это был первый действенный шаг к созданию Российской Империи.

 

 

{3}

Основными источниками холопства были:

• плен на войне;

• брак с невольным;

• рождение от холопов;

• продажа при свидетелях;

• злостное банкротство;

• побег или воровство, осуществленные закупом.

Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

 

 

{4}

В Русской Правде (РП) есть 300 списков. Все они распадаются на 3 осн. редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная (КП, ПП, СП), а в дополнение была еще Сокращенно-Пространная.

Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей. Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19 —43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмену кровной мести, защиту жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т.д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т.д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной правды. Изменили неск. статей и абсолютно ничего не изменилось.

 

 

{5}

ДОГОВОРЫ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ

(911, 944, 971) - первые междунар. договоры Др. Руси. Известны только др.-рус. переведенные с греч. яз. тексты договоров, дошедшие в Повести временных лет, куда они были включены в нач. 12 в.

 

Договор 2 сент. 911 заключен после успешного похода дружины кн. Олега на Византию ок. 907. Он восстанавливал дружеств. отношения гос-в, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершенные греч. и рус. купцами в Византии, правила ведения суд. процесса и наследования. Договор создавал наиболее благоприятные условия торговли для русских и греков, он изменял береговое право: вместо захвата владельцем берега выброшенного на берег судна и его имущества местные жители обязывались оказывать помощь в спасении судна и товаров.

 

В договоре 911 имеются пропуски текста. В то же время в Повести временных лет под 907 после рассказа о походе дружины Олега на Константинополь и ден. выкупе, полученном русскими, помещены договорные статьи о правах рус. купцов в Константинополе. Нек-рые исследователи (Д. М. Мейчик, М. В. Левченко, Г. Вернадский) рассматривают эти статьи как изложение самостоят. договора; однако большинство авторов вслед за В. И. Сергеевичем и А. А. Шахматовым считает, что указанные статьи выписаны составителем Повести из договоров 911 или 944.

 

Договор 944 заключен после неудачного похода войск кн. Игоря на Византию в 941 и нового похода 944. Подтверждая в неск. измененном виде нормы уголовного и процессуального права договора 911, договор 944 обязывал рус. послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княж. грамоты, вводил ряд ограничений для рус. купцов в размерах вывоза ценных тканей, месте и продолжительности пребывания в столице, порядке посещения ее торг. р-нов и т. д. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять гарнизонов в устье Днепра. Русь и Византия согласились помогать друг другу воен. силами.

 

Договор июля 971 заключен кн. Святославом Игоревичем с имп. Иоанном Цимисхием во время осады рус. войск в Доростоле и завершил рус.-визант. войну на терр. Болгарии. Составленный в неблагоприятных для Руси условиях, он содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию. Договоры - исключительно ценный источник по истории Др. Руси, а также др.-рус. и междунар. права, рус.-визант. отношений.

 

 

{6}

Русь была языческой, естественно никак. христ. не было, но чтобы укрепить власть, на русси должны были принять определ. религ. и поэт. Владимир устан 4 религ., мусульманство, иудаизм, католичество и православие.

Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Сразу же по утверждении на киевском столе князь «поставил идолов на холме над двором теремным княжеским Перуна деревянного, а голова серебряная, а ус золотой, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь», как свидетельствует Нестор-летописец. Речь идет об устройстве своеобразного пантеона языческих богов, в котором были собраны славянских и несловянських богов с богом-громовержцем Перуном во главе.

Однако еще в начале нашего века историки нашли в источниках доказательства в пользу того, что на самом деле Владимир ввел на Руси культ одного только Перуна, а другие боги идолы появились в летописи лишь в 70-х гг XI в. Получается, князь стремился к монотеистического культа, считая, наверное, что его единоличной верховной власти должен соответствовать единый для всех в государстве бог. Но реформа была обречена на неуспех Старая, изжила языческая вера не соответствовала новым отношениям в обществе, быстро обновлялось. Ну и, естественно, впоследствии Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. Историки, синтезировав свидетельства отечественных и зарубежных источников, так воспроизводят это событие 986р. Византия проиграла войну Болгарии, в стране усилилась борьба земельных магнатов против братьев - императоров Василия II и Константина. Василий II спешно отправил послов в Киев, чтобы просить военной поддержки у русского князя Владимир пообещал помощь, запросив за нее большую цену руку сестры императора Анны. Василию II после раздумий и проволочек пришлось согласиться на это неслыханное до брак Анны с князем - язычником. В свою очередь, Владимир обязался креститься и вскоре выполнил свое обещание.

Большое в то время шеститысячного, хорошо вооруженное и вышколенное русское войско помогло Василию II преодолеть феодальную оппозицию.

Император смог перевести дух и коварно нарушил главное условие соглашения с Владимиром откажись выдать за князя сестру. Чтобы все-таки заставить Василия II сдержать слова, киевский обладатель 989 р осадил город Херсон, что было опорой византийского господства в Крыму, и летом того года взял его Императору пришлось спешно прислать Анну в Херсон, где она торжественно вышла замуж за Владимиром Весной 990 г князь с молодой женой вернулся в Киев и стал насаждать христианство «Приказал строить церкви и ставить их на тех местах, где раньше стояли идолы», - сообщает «Повесть» Русские люди неохотно отказывались от веры отцов и дедов. Поэтому христианизация Руси растянулась на несколько столетий Но решающий шаг на этом пути было сделано.

Введение христианства в Киевской Руси имело позитивные последствия. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. Лишь со времени «крещения Руси» в ней распространились письменность и книжность, русские люди познакомились с лучшими достижениями мировой литературы и науки. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и книгописные мастерские скриптории, и вскоре восточнославянские страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероучения ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодотворные взаимоотношения между ней и Византией, Германией и другими государствами.

{7}

Социальная структура общества ва в IX веке выражена слабо. Процесс становления социальных групп растянулся на период IX - XII вв.

Общество во делится на следующие группы населения:

- свободные (феод. знать - князья; бояре; духовенство: высшие иерархи, приходское монашество; горожане: купцы, ремесленники; свободные общинники)

- феодально  зависимое (смерды, закупы).

Структура феодально господсвующего класса древнерусского государства:

1. Князья - бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей - полюдье. В этот период возник великокняжеский домен. Р.П. упоминает о людях князя, которые живут при князе:

а) огнищане (управляющие)

б) тиуны

в) конюхи

г) смерды

д) холопы

Все они принадлежали суду князя

2. Бояре - потомки великих князей. Их предки - старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи). До XI в жили при дворе. В XI-XII вв - оседание дружины на землю (князь жалует земли). Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа - 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин.

Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.

3.  Духовенство - в 988 г.

а) высшее (чёрное, монашество) - проживало в монастырях.

б) приходское дух-во

С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.

4. Городское (посадское) население: - 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.

5. Смерды-общинники - юридически и экономически независимы, выполнили повинности и уплачивали налоги только в пользу гос-ва. Они обладали определённым имуществом и могли завещать его детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершённые поступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нёс личную и имущественную ответственность. Выступал полноправным участником в судебном процессе. Были, кроме того, и несвободные смерды.

Ф-ии общины:

1.   Экономическая - все общинники на праве владения и пользования держали землю.

2.   Административно-юридическая организация.

3.   Полицейско-судебная организация.

Если на территории общины совершалось убийство, община сама расследовала его. Виновный и его семья пускались на поток и разграбление (конф. имущ-ва). Изгои обращались к князьям, по их решению они передавались в монастыри.

6. Закупы -  в Краткой ред. Р.П. не упоминается, в П.П. – чел., работ-ий в хоз-ве феодала за «купу», т.е. заём. Этот долг нужно было отработать, притом устан-ых эквивалентов и нормативов не сущ. Объём работы определяется кредитором. Закон охранял личность и имущ-во закупа. Закуп отвечал за сохранность орудия труда, сопровождал господина в походах. Закуп не подлежит наказанию, если он уходит на заработки в город. Закуп мог обращаться в суд с жалобой на своего господина и в редких случаях выступать свидетелем. Если закуп убегал или совершал кражу, он превращался в холопа.

В Р.П. «ролейный» (пахотный, сельский) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа «неролейного». Они получали плату за работу впрок.

7. Холопы («рабы») - наиболее бесправные субъекты права. Источник рабства - рождение от холопа, самопродажа в кабалу, женитьба на холопе без заключения договора с господином, поступление в ключники без договора с господином, совершение преступление («поток и разграбление»), бегство закупа от господина, злостное банкротство. Наиболее распространённый источник холопства - плен (он не упомянут в Р.П.).

{8}

Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба опреде­ленному лицу или группе лиц.  Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступления были все лица, кроме холопов. За холопов, отвечали хозяйства. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.

За " Русской правдой "различаются следующие преступления: 1) против жизни (неумышленное и умышленное убийство или разбой с желанием и без умысла), 2) против тела (увечье, тяжкие телесные повреждения, побои); f) против чести и свободы (удар мечом в ножнах или рукояткой) 4) против имущества (кража или татьба, грабеж или разбой, присвоение чужого имущества, повреждение чужой собственности, разорение границы или повреждения межевого знака, поджог, мошенничество, конокрадство), 5) против общественных интересов: а) против религии (волшебство, или зелейництво, волхвования, мародерство, богохульство, кражи в церкви), б) против семьи (убийства и кражи между супругами, двоеженство и двоемужжя, кровосмешение, прелюбодеяние, покидания супругов), в) против морали (изнасилование, половые извращения ).

 

 

{9}

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию. Процесс делился на три стадии.

Первая стадия носила название заклич и состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

Второй стадией процесса являлся свод . Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

Третья стадия судебного процесса — гонение следа — состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельских показаний видоков и послухов, вещественных доказательств, ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом), присяги.

 

 

{10}

Исторически первой теорией, объясняющей феномен возникнове­ния государства у восточных славян, была так называемая норманнская теория. Ее «крестными отцами» были немецкие ученые Г.3. Байер (1694—1738), Шлицер и Г.Ф. Миллер (1705—1783), утверждавшие, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии — норманны, которых на Руси называли варягами. 

Норманская т. потерпела крах, потому что до этой теории было зарождение словянского гос.

Основываясь на Повести временных лет Нестора: низкий уровень развития славян и неспособности их самостоятельно создавать гос., о завоевании славян варягами и создание последними гос. власти. Но источники доказательно утверждают, что по времени появлении варягов в Новгороде, там уже сложилось гос. Славяне имели достаточно высокий уровень соц.-эконом., полит. развития, которое стало необходимой основой для образования государства.
Противники Норманской теории: Ломоносов, Грушевский.

 

 

 


25.05.2014; 19:50
хиты: 51
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь