Тезисно:
- . Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям.
- С окончанием холодной войны подходит к концу и западная фаза развития международной политики. В центр выдвигается взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями. На этом новом этапе народы и правительства незападных цивилизаций уже не выступают как объекты истории — мишень западной колониальной политики, а наряду с Западом начинают сами двигать и творить историю.
- Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей.
- Культурная самоидентификация людей может меняется, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.
- Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они — наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, (дальше он рассуждает о десекуляризации общества и выходе религиозных конфликтов на первый план).
- Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации.
- В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно .
- В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням.
- В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: «На чьей ты стороне?» И человек мог выбирать — на чьей он стороне, а также менять раз избранные позиции. В конфликте же цивилизаций вопрос ставится иначе: «» Речь идет о том, что дано и не подлежит изменениям. (на самом деле подлежит, но меняется это туго, вопрос нескольких поколений).
- И, наконец, (т. е. процессам глобализации в определённой мере противопоставляется тенденция к регионализации).
- Конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях. На микроуровне группы, обитающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности. Отсюда следует сплочение стран по цивилизационному признаку.
- Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет ,и реакция незападных цивилизаций на западную мощь и ценности.
- В отдельных случаях линии разлома цивилизаций проходят внутри стран, а не по их границам. Таким странам придётся плохо.
Дальше следует серия рекомендаций западным странам, в т. ч.: сплочение в рамках своей цивилизации, поддержка тех представителей других цивилизаций, которые разделяют западные ценности и т. п. А в целом всем цивилизациям придётся учится мирно сосуществовать друг с другом, находить сходство между собой, а не фокусироваться на различиях.