Высшей формой исследуемых нами цикличных процессов в динамике общества являются цикличные колебания в развитии глобальной цивилизации как единой системы, подверженной
общим закономерностям эволюции систем.
В жизненном цикле человечества как вида Homo sapiens, насчитывающем 40 тыс. лет, можно выделить несколько фаз:
➦зарождения (примерно 30 тысячелетий), когда человек еще не оторвался от пуповины породившей его природы, жил за счет охоты, рыболовства, собирательства, подобно другим представителям живой природы; это предыстория человеческого общества;
➦становления производящего общества, когда сформировалась полная структура общества — «пирамида» цивилизации. Речь идет о первом историческом суперцикле, который охватывает триаду древних цивилизаций (неолитической, раннеклассовой, античной). Завершается этот период «осевым временем», в течение которого сформировалась структура цивилизации;
➦диффузии, распространения вширь и вглубь в период второго исторического суперцикла (триады средневековой, раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций), охватившего практически всю ойкумену и трансформировавшего все
стороны жизни общества.
Если следовать этой логике, то можно ожидать, что с XXI века человечество (общество) вступит в фазу зрелости своего жизненного цикла, в третий исторический суперцикл, который распространится на три следующие друг за другом мировые цивилизации и продлится 500–600 лет (с учетом сжатия исторического времени). Конечно, это только предположение, гипотеза с высокой степенью неопределенности, поскольку может возникнуть немало непредсказуемых факторов, которые повлияют на траекторию исторической динамики и судьбу человечества.
Смена исторических суперциклов сопровождается цивилизационными кризисами необычайной длительности и глубины. Когда генотип общества радикально трансформируется, меняется
и его судьба. Назовем такие цивилизационные кризисы суперисторическими. Каждый из них реализуется в глубочайших кризисах локальных и мировых цивилизаций, сопровождающихся полной перестройкой глобальной цивилизации.
Возникновению первого исторического суперцикла предшествовал глубочайший и длительный кризис конца мезолита — начала неолита, о чем речь шла выше. Смена первого исторического суперцикла вторым заняла значительную часть I тыс. н. э. (3—4 столетия) и сопровождалась уменьшением численности населения мира, сменой лидерства среди локальных цивилизаций,
глубокой трансформацией всей структуры общества. Не меньшие перемены сулит человечеству развертывающийся с конца ХХ в. глобальный кризис, связанный с переходом к третьему историческому суперциклу и интегральному социокультурному строю.
Этот кризис, период трансформации займет, вероятно, большую часть пространства XXI в. и будет сопровождаться переменами, многие из которых человечество пока не в силах предугадать.
Одно можно сказать с уверенностью: общество XXII—XXIII вв.будет гораздо больше отличаться от индустриального общества XIX—XX вв., чем последнее от раннеиндустриального общества
XV—XVIII вв.
Чем и когда завершится жизненный цикл человечества как единой мегасистемы? Согласно приведенной выше логике, четвертый исторический суперцикл во второй половине III тыс. (если позволительно столь смело заглянуть в весьма отдаленное будущее) станет фазой заката, кризиса рода человеческого как глобальной социальной системы. Закончится эта фаза вырождением и гибелью человечества или станет исходной базой, импульсом для нового витка его истории — на этот вопрос пока невозможно дать определенный ответ. Оставим его следующим поколениям. Наши возможности и наш долг — указать им на возможные исторические альтернативы. А уж выбор они сделают сами.
Помимо суперисторических существуют также мировые
и локальные цивилизационные кризисы.
Особенность современной эпохи — с конца ХХ в. — состоит в том, что на нее приходятся, взаимодействуя друг с другом, все три вида цивилизационных кризисов, обусловленных переходомк третьему историческому суперциклу, к постиндустриальной
мировой цивилизации и к пятому поколению локальных цивилизаций. Это вызывает резонансный эффект, особую длительность,глубину и болезненность происходящих в обществе трансформа
ций, требует от ученых осмысления сущности, предвидения предстоящих перемен и их последствий, осознанного, целенаправленного выбора. Необходимо объединить усилия всех цивилизаций и социальных сил, чтобы пройти критический отрезок исторического пути с меньшим риском, минимальными потерями и страданиями.