Субъективный идеализм Беркли и Юма. Показали принципиальные ограничения человеческого разума. До Беркли и Юма человек познавал окружающий мир. Скептики рассуждали о достоверности знания. Человеческое познание ограничено из-за структуры самого познания. Беркли и Юм эмпирико-сенсуалисты - знание из чувств. Они все свели к вторичным качествам, нет соответствия между нашими образами и реальными объектами.
Беркли был против деления качеств. Можно лишь оперировать идеями, имеющимися в сознании. Продолжил линию номинализма, воюет с абстракциями высокого уровня. Объекты - агрегаты их качеств, а о самих объектах ничего нельзя говорить. Существует лишь то, что воспринимается. Существовать для объекта - это значит быть комплексом наших ощущений. Беркли решил доказать существование Бога по-другому. Я могу воспринимать и не воспринимать объект, но объект всегда существует, так как его воспринимает Бог. Беркли уважает внутренний опыт и в нем не сомневается. Беркли был против абстракций, связанных с философией материалистов, против независимости существования материи, пространства, времени, движения, человека вообще от чувств человека.
Юм пошел дальше чем Беркли. Он структурирует опыт восприятия ощущений. Могут быть впечатления, а могут быть идеи. Бывает большая или меньшая степень ясности у впечатлений; у прошлого и настоящего разная красочность. Оперирует внеидеями и идеями.
Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств, происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за впечатлениями, или они возникают сами в сознании.